Исследование социального воздействия в рамках когнитивистского концепций

00Социальные репрезентации как фактор воздействия на личность.

Понятие репрезентации в теории С.Московичи

Исследования когнитивных факторов как детерминант влияния на личность нашло дальнейшее развитие в социально психологической концепции социальных репрезентаций выдающегося французского социального психолога С. Московичи и его школы (Ж.-Кодол, Д. Жоделе и др.).

Поведенческая пониманию «поведения», а также узкой когнитивистского интерпретации «образа» они противопоставили понятия «социальные репрезентации», которое стало основной категорией предложенного ими направлении социальной психологии. Употребление понятия «репрезентации» в теории С. Московичи требует специальных пояснений.

Оно не эквивалентно тому значению, которое является традиционным для психологии или логики, где представление — это кольцо в переходе или от восприятия к мышлению, или от образа к понятию. Для С. Мос- ковичи социальные репрезентации — это такие общественные представления, представляющие осмысленные знания, которые в современном обществе является эквивалентом том, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования. Поэтому они могут быть названы «современной версии здравого смысла».



Как реконструкция реальности репрезентации внешне похожи на восприятие, однако, как подчеркивает Московичи, его перцептив- на данность иллюзорна, поскольку в «снятом» виде она содержит концептуальную переработку представленного. Эта переработка осуществляется сообществом. Новая информация об объекте подлежит ка- горизации в когнитивном мире субъектов, образующих социальные репрезентации. По своему происхождению социальные репрезентации является образованием сообщества.

Социальные репрезентации, согласно авторами данной концепции, — это общественное сознание, в которой очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла разные убеждения (частично иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывают и в чем составляют социальную реальность. Наука не вытесняет эти будничные убеждению, напротив, научные представления и здравый смысл в той или иной степени трансформируются друг в друга.

Ключевым признаком социальных репрезентаций является обыденность, то есть то, что принято называть «знанием здравого смысла». В них представляется социальная реальность в сознании людей во всей ее совокупности и доступности восприятия.

Социальные репрезентации — это не то обыденное знание, как его понимают в традиционном смысле. Социальное представление — это более высокий уровень развития здравого смысла, на котором он обогащается научной теорией.Обыденное мышление, которое присуще обычному человеку, направлено не на решение абстрактных проблем, а на обслуживание потребностей повседневности. Правила и закономерности такого мышления считаются людьми как само собой разумеющееся, они свободно ими пользуются в зависимости от требований момента.

Бурное развитие средств массовой коммуникации в условиях научно-технического прогресса существенно модифицировал повседневную жизнь человека. Основой и источником суждений здравого смысла все более становятся научные по своему происхождению знания, которые усваиваются и трансформируются в качестве ориентиров обыденного опыта.

Наука вторгается в духовную жизнь каждого человека и становится одним из непосредственных факторов формирования сознания и поведения индивида. С. Московичи утверждает, что наука не вульгаризируется в массовом сознании, а наоборот, она получает новую жизнь, детерминируя жизнедеятельность личности.

Знание, которое трансформируется в здравый смысл, меняет сам способ существования людей. Это происходит благодаря тому, что повседневный опыт человека, обращаясь к новым темам, предоставляет ее действиям и словам нового смысла.

Активный характер социальных репрезентаций проявляется не только в том, что они реконструируют элементы внешнего мира.Активность социальных репрезентаций проявляется и в том, что они предоставляют смысл поведении, интегрируют человека в систему социальных отношений, то есть ориентируют и направляют деятельность человека. Именно благодаря социальным репрезентациям факты окружающего мира трансформируются, чтобы стать знанием, которое используют повседневно.

Фиксируясь в языковых выражениях, установках поведения, способах интерпретации, социальные репрезентации начинают вести свое независимое жизни в обществе. Социальные установки, натурализовались, становятся не только системой интерпретации и ка- горизации явлений окружающей действительности, но и «конституционным» фактором социальной реальности.

Анализ социально-психологических механизмов образования этой «репрезентативной» реальности является угловая проблема концепции.

Московичи так объясняет образования устойчивой системы отношений членов группы к какому-либо социально значимого объекта прививается то, к чему есть привязанность, вписывается в уже существующую структуру. Истинные есть те представления, которые являются прегнантнимы (пре- гнантнисть — тенденция каждого феномена занять более определенную, отчетливую, завершенную форму. Это один из законов гештальта), соответствуют мнению окружающих и восприятию в данной группе. Система представлений, которая по логике конвенции стала «объективно реальной», детерминирует содержание социального взаимодействия.



(Visited 113 times, 1 visits today)