Межличностное влияние

54dc0572a8217316a85d297fba59ac87Межличностное влияние всегда осуществляется, как минимум, с двумя партнерами, которые в этом процессе связаны единым информационным пространством. В понятии «межличностный» акцентируется внимание на персонифицированной форме социального влияния, по его индивидуализированный характер. Межличностный влияние — это такая форма социальных отношений, в которой в ролях как субъекта, так и объекта выступают отдельные индивиды.

В понятии «межличностное» подчеркивается эмоциональность отношений.Вступая в межличностное общение, люди ориентируются на свои внутренние цели и ценности. Отношения к партнеру формируются «здесь и сейчас», в ходе непосредственного контакта, на основе поведения, им демонстрируется. Межличностный влияние оказывает своим партнерам значительную свободу в выборе «режима» действия, в принятии решения о ее продолжительность.

Примеры применения «личностно-ориентированных» техник воздействия

Эффективность воздействия в межличностном среде обеспечивается таким сильным фактором как индивидуализированная ситуация, где общение агента влияния с его объектом происходит непосредственно, межличностно. В такой ситуации эмоционально-мотивационная сфера личности срабатывает подсознательно, действует молниеносно. На таком фундаменте можно применить много различных «личностно ориентированных» техник воздействия.

Наглядный пример мощной стратегии «личностно ориентированного» влияния в условиях межличностного взаимодействия представляет собой методы вербовки и вращения в веру, используемые различными религиозными культами (например, сектой мунистов). Внешне привлекательные вербовщики убеждают молодых людей вступить в их религиозное сообщество и стать его полноправными членами; в дальнейшем им придется тратить много времени на вербовку других «новичков», а также разыскивать новые источники существования для организации.

В религиозных сообществах накоплен большой арсенал техник воздействия — как подкрепление, выработка у субъекта воздействия чувство долга по религиозной общины, непрерывность потока убеждающих сообщений, пристальный контроль за финансовыми ресурсами и т.д. — Направлен на то, чтобы убедить хотя бы несколько рекрутов остаться и принять веру, пропагандируемая данной организацией.

Вербовщиков-монистов, например, можно распознать по таким приемами. Миловидная девушка останавливает посреди улицы юноши и вручает ему какую-то открытку, назвавшись, например, представителем «международного студенческого союза тех, кому небезразлично будущее мира». После небольшой приятной беседы девушка приглашает юношу на бесплатный официальный обед, который состоится в ближайшее время. Допустим, юноша принимает приглашение. В этом случае его ожидает приятная компания молодых людей, гостеприимство, доброжелательность. К новичка относятся с уважением, внимательно слушают. Старожилы направляют беседу на дела организации, рассказывая о ее благотворительность и помощь преодолевать трудности жизни.

Люди вокруг постоянно соприкасаются друг к другу, держатся за руки, обнимаются. В какой-то момент юноша начинает понимать, что он попал в религиозную секту, однако пока не придает этому факту особого значения. Новак никогда не остается в одиночестве. Члены религиозной общины достаточно эффективно общаются с гостем. Они очерчивают круг верований, которых придерживаются в церкви, осуждают утверждения и идеи, не согласуются с их позицией. Члены сообщества помогают друг другу создать представление согласия и мудрости в их жизни. Новак начинает чувствовать себя «членом семьи». Итак, все мероприятия мунистов является «личностно-ориентированными» и они в одном из десяти случаев срабатывают, то есть новичок решает стать полноправным членом секты. Это очень хороший результат.

Как правило, эти вновь поступившие в мунистську сообщество бросают учебу, передают сообществу все свое имущество и деньги, отказываются от семьи и целиком посвящают себя служению секте, позволяя главе секты решать за них их дела.

Потенциальный новобранец длительное время находится непосредственно с агентами влияния, единственной задачей которых является изменение принципов и поведения таким образом, чтобы он стал членом секты мунис- тов. Внешне это выглядит так, словно новичка заманивают в настоящий рай на земле, предлагая оставить в прошлом муки прежней жизни.

Процедура обращения в веру, что используется мунистами очень продуманной. Методы социального влияния, с помощью которых происходит такое стремительное обращение в новую веру — это воздействие на нормальные психологические процессы, которые могут быть описаны в рамках известных теорий. Исследователи называют две причины быстрого обращения в мунизма.

Первая причина заключается в психологических особенностях той категории молодежи, которая очень уязвима во внимание, уделяемое ей вербовщики.

Исследуя этот феномен уязвимости молодого человека, специалист по этому вопросу А.В. Лавренко выделяет 5 групп личностей, которые являются наиболее уязвимыми [13].

Первая группа — это молодые люди, которые имеют определенную проблематичную ситуацию в своей жизни. Большинство молодых людей в момент вербовки испытывала чувство социальной изолированности, одиночества или страха, неуверенности в своем будущем.

Те, кого вербуют, — это молодые люди, в сложной ситуации разуверились в своих силах, потеряли смысл жизни, находятся в кризисном состоянии, из которого не видят выхода.

В основном, это те молодые люди, находящиеся в переходных или маргинальных периодах своей жизни:

— Подростки;

— Кто находится первый год вне семьи;

— Кто переехал в другой город, в частности, студенты из других городов;

— Кто сменил место работы или потерял ее;

— Кто закончил учебное заведение и не может устроиться на работу;

— Кто находится в состоянии стресса по разным причинам, в том числе такой как внезапная болезнь или смерть близкого человека, несчастный случай.

Пребывание в секте является для этих молодых людей бегством от проблем реального мира, своего рода наркотики.

Вторая группа людей подвержена методов социального воздействия со стороны вербовщиков секты — это любознательный молодежь, так называемые «умники», которых привлекает все новое, необычное.

Интерес к нетривиальным идей и знаний у них возникает при ознакомлении с нетрадиционными религиозно-философскими системами. К этому их подталкивает существующее в каждом человеке подсознательное стремление найти всеобъемлющую систему знаний, надежда найти в новых идеях и специфических магических обрядах, медитационный практике объяснения тех явлений психической сферы личности, которые выходят за рамки современных наук. Как правило, эта часть молодежи занимается астрологией, нумерологией. Это в основном представители интеллектуализированных слоев молодежи.

К третьей группе молодежи, уязвимой во внимание вербовщиков, относятся личности с нестабильной эмоциональной системой, богатым воображением, так сказать, «тонкой душевной организацией», которые легко поддаются внушению. Они страдают от окружающего их рационализма, прагматизма и поэтому ищут каких-либо способов разрядки, находя ее в иррациональном, в таинственном. Поэтому эти молодые люди тягу к религиозности. Для них важна духовная поддержка со стороны разного рода мессий.

Четвертая группа молодежи — это группа лиц, которые приобщаются к разного рода тоталитарных групп из природного человеческого любопытства, возможности в разного рода группах получить «кайф». Они надеются, что немного порадовав себя общением с «необычными» личностями, они достаточно легко и безболезненно оставят это занятие.

Пятая группа — это молодые люди, которые или потеряли связь с традиционными церквями в силу различных обстоятельств, или же были атеистами. Поверхностные знания философско-религиозных концепций не позволяют молодому человеку осознать разницу между религиозным сообществом и тоталитарной сектой, которая имеет лишь поверхностную сходство с религиозными культами.

Представители всех этих групп молодых людей не осознают последствий пребывания в тоталитарных группах (сектах), а именно: разрушения, десоциализации личности, формирования их психической зависимости от группы, частичной или полной изоляции от общества, неприятие ею других людей, а людьми — ее.

Вторая причина эффективности воздействия мунистов — это количество и разнообразие стандартных техник воздействия, применяемые вербовщики. Среди них можно назвать следующие:

1) небольшая уступка, на которую соглашается тот, кого вербуют, влечет за собой все больше и больше уступок: «приди на обед — проведи в общине выходные — останься еще на неделю — отдай нам свои деньги»;

2) эксплуатации неотложных, нерешенных потребностей личности, новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии Церкви как лучше решит его личные проблемы;

3) сила групповой динамики: здесь имеет значение и количество контактов, эмоциональных связей, и личное обаяние, и доброжелательность членов общины, которые вступают в личный контакт с тем, кого вербуют;

4) постоянный контроль за новичком, отсутствие возможности отрицать: новичка все время пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается один на один со своими мыслями;

5) положительное подкрепление (улыбка, вкусная еда, внимание и забота, отводимых гостю общиной и др.).

Церковь Объединения (мунисты) использует комбинированные методы межличностного воздействия с целью привлечения новых членов. Эти методы являются чрезвычайно эффективными, и умелое их применение может способствовать существенным изменениям сознания людей. Однако данные приемы не является чем-то экзотическим, ими пользуются не только мунисты.Каждый день мы сталкиваемся с ними в тысячи таких ситуаций, в которых нет какого-либо насильственности или ограничение физической свободы действий у объекта воздействия.



Негативный пример комплексного применения приемов воздействия — террористической группировки, способы вербовки в которых напоминают методы мунистов.

Комплексом из нескольких приемов межличностного влияния пользуются также в группах самопомощи. Ассоциация Анонимных алкоголиков возвращает многих пьяниц к трезвому образу жизни и удерживает от рецидивов пьянства. Именно в этой широко известной группе самопомощи эффект принятия человеком строгих принципов здорового образа жизни достигается с помощью всех видов уступок и группового убеждения. Немалое влияние постоянно осуществляют друг на друга члены крепко сплоченных спортивных команд.

Эффективные методы социального влияния — от торговых приемов «высокого давления» к активной пропаганде трезвости за рулем, отказа от курения и наркотиков — достаточно сознательно и в неограниченном количестве применяется ежедневно, и каждый из нас становится их объектом.

Стили межличностного влияния

Межличностный влияние может характеризоваться различными стилями. Чаще всего выделяют такие разновидности, как императивный, манипулятивный, ритуальный, ролевой, диалогический и тому подобное.

Императивный влияние — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера. Особенность ее в том, что конечная цель общения — давление на партнера — не завуалирована. Средства — приказы, требования, наказания. Есть ряд деятельностей и ситуаций, в которых императивность вполне правомерна как с позиций цели, так и с этической стороны (военные уставные отношения, отношения «начальник — подчиненный»). Можно также определить те сферы межличностного общения, где применение императива несовместимое и неэтичное (родительские отношения, дети — родители, интимно-личностные, воспитательный процесс).

Манипулятивное воздействие отличается от императивного тем, что партнер не информируется об истинных целях общения, они скрыты от него. Манипулятивное воздействие — это скрытое управление личностью. Сила манипуляции заключается в скрытом характере факта влияния. Существуют целые области социальных отношений, где манипуляции, так сказать, вполне законны.Символом такого типа отношений давно стала концепция межличностного влияния Карнеги.

Распространенным является манипулятивный стиль воздействия на партнеров общения в области пропаганды. Элементы манипуляции является в деятельности педагога и вообще в любом обучении. Часто это приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснять, внушать, обучать. Эта установка является положительной в области обучения, но она может оказаться отрицательной в мини- жособистисних отношениях учителя с другими людьми.

Императив и манипуляция объединены как разновидности целенаправленного воздействия на том основании, что в них человек, рассматривая другую как объект воздействия, по сути, игнорирует ее интересы.

Ролевой влияние — это социально заданная поведение, в которой степень подчинения человека социальным нормам и канонам является высоким. Содержание ролевого воздействия определяется формальными правилами, которые присущи ролевым отношениям партнеров. Это влияние построено на деловых, формально-социальных контактах и ​​происходит в таких социальных тандемах, как «руководитель — подчиненный», «покупатель — продавец» и др.

В таких отношениях именно роль, ролевые ожидания партнеров определяют, как будет происходить взаимовлияние. Очень мало ролей, которые бы полностью определяли поведение ее исполнителей. Многое зависит от понимания участниками взаимодействия своей роли и роли партнера, от отношения партнеров к выполнению роли, от личного опыта. Каждый человек вносит в свои социальные роли уникальность.

Ритуальный — это, по сути, ролевой вид воздействия. Человек подтверждает через ритуалы свои социальные роли. Значение ритуалов как средств воздействия становится очевидным, когда не выполняются (человек, с которым перестали здороваться).

Диалогический стиль влияния — это такой стиль, в котором оба партнера воспринимаются каждым как ценность, как уникальная индивидуальность, как создатель собственной жизни. По мнению Н.Н. Бахтина, «единицей» диалога является «двоголосне слово». В диалоге сходятся два понимания, две точки зрения, два равноценных голоса в несколько целое.

В определении А. В. харашо, диалог — это состояние контакта «Я» с конкретным другим, это «слушать и слышать», «смотреть и видеть». В диалогическом общении происходит открытие человеком другой реальности, которая отличается от самой себя и своих проекций. Прежде всего, это открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире и, как следствие, открытие новых горизонтов окружающего мира. Поскольку отношение человека к миру всегда опосредуется общением с другими людьми, постольку сформирована личность является результатом того, что именно ей передается извне окружающими ее людьми.

Поэтому диалогический влияние — это такая форма социального влияния, которая выводит индивида на уровень единства с родом, коллективом, социумом. Диалогическая взаемодияльнисть всегда деятельностью по привлечению к общим целям и общих ценностей. В этом как раз оказывается содержание диалогического воздействия, его направления, его культурно-воспитательный эффект. Отсюда вытекает важность практической организации форм и средств диалогического взаимовлияния, благодаря которому передаются культурные ценности, способы деятельности, нравственные нормы от одной личности к другой, от поколения к поколению.

Изменение сознания и поведения личности происходит в результате срабатывания внутрипсихических механизмов (нормы обязанности, аккумулированные в «Я», которое должно быть, или потребности в повышении самооценки), вызывающие определенное эмоциональное состояние человека и побуждают ее к социально ожидаемого поведения. Неудивительно, что субъект воздействия тщательно скрывает попытки своего влияния различными трюками, приемами, отвлекая деталями так, чтобы тот, на кого направлено это воздействие, не смог догадаться, что он стал мишенью чужого влияния. Поэтому взаимовлияние, который осуществляется как субъект-субъектный процесс, все равно есть не что иное, как психологическое давление одного партнера на другого с целью достичь определенных изменений в поведении или сознания. В этом отношении особенность межличностного влияния определяется самим характером отношений между партнерами, который является психологическим воздействием одного на другого, который влияет на то, как срабатывают внутришньопсихо- логические механизмы, вызывающие определенное эмоциональное состояние человека и побуждают ее к социально ожидаемого поведения.

Межличностный влияние как самовыражение «Я» человека

Традиционно в понятии «влияние» предполагается позиционная неравноправие партнеров. Один партнер — автор влияния, носитель целей и права их реализовать. Реализация его целей связана с другим партнером, который рассматривается как объект целенаправленного воздействия. В реальности оба партнера оказывают влияние друг на друга. Поскольку в межличностных отношениях происходит непосредственный («лицо — в лицо») контакт между индивидами, то не только автор (носитель ценностей) стремится определенным образом влиять на индивида, но и сам он становится объектом воздействия со стороны последнего. Каждый из партнеров по отношению к другому выступает как субъект воздействия, то есть происходит взаимовлияние.

Сущность межличностного влияния определяется активной природой человеческой личности, которая составляет этот процесс.Каждый участник межличностного влияния видит в своем партнере не какой объект, а активного деятеля, и на эту его активность он ориентируется, спрямуючы ему информацию, анализируя его мотивы, цели установки.

Для межличностного влияния характерно непосредственный контакт между партнерами, что приводит ряд особенностей этой формы воздействия: тесная обратная связь, регулирует ход взаимоотношений; богатство кодов, используемых, в том числе невербальных; двусторонний обмен информацией, который происходит в форме диалога. По своей сути межличностный влияние имеет ярко выраженный экспрессивный характер, связанный с самовыражением «Я».

Стремление людей влиять друг на друга объясняется их потребностью регулировать собственную Я-концепцию и повышать самооценку, самоутвердиться, самопидтверджуватися, избавиться от страха, тревоги, сомнений, неуверенности.

Карл Роджерс, вводя понятие Я-концепции считал, что самосознание, организованную как Я-концепция, можно корректировать, совершенствовать, улучшать. Сформировавшись в свое время, Я-концепция борется не только за свое сохранение, но и за усиление себя. Усилиться она может только развиваясь и совершенствуясь. В развитии, в перестройке Я-концепции и заключается сущность самоактуализации личности. Для этого нужна поддержка со стороны окружающих, сравнение с другими, противопоставление себя другому.

Для современного человека самой большой ценностью является собственная уникальность, неповторимость. В то же время для значительного количества людей свойственна потребность «быть как все», то есть человеку присущ противоречивое положение.Поведение конкретного человека в данной ситуации будет зависеть от того, какая из этих двух потребностей для нее будет иметь большее значение.

Итак, склонность к подчинению или сопротивления детерминировано самосознанием, или Я-концепцией человека. Человек будет сопротивляться социальному давлению, если будет чувствовать в нем угрозу своей самосознания. Вместе с тем, люди наряду с решением вну- тришньоособистисних психических проблем, оказывая влияние, могут иметь материальные, в том числе и корыстные цели. Но это также связано с сознанием человека.

Межличностное влияние как создание новой ситуации для человека

Вторая особенность межличностного взаимодействия заключается в том, что знаковые системы, которые являются средством влияния, меняются в процессе взаимодействия субъектов. Информация, которая ссылается от одного субъекта к другому, становится новой в результате добавления к ней новый смысл, в зависимости от психологических особенностей субъектов взаимодействия, а также вопросов, мотивов, целей, которые ставят оба партнера в процессе взаимовлияния. Создается, так сказать, новая ситуация, в которой происходит воздействие.

Как известно, сформированная личность является результатом того, что именно ей передается извне окружающими. Поскольку в акте взаимного возникает что-то новое по сравнению с действием каждого отдельного индивида, то это новое, интериоризуючись человеком, способствует раскрытию заложенных в нее психических возможностей, расширению духовного мира личности. Поскольку посредником взаимовлияния являются предметы культуры, то включение их в процесс межличностного общения делает возможным распредмечивание новых сторон этих предметов, становится источником творчества личностей.

Итак межличностный влияние является условием развития творческих возможностей человека.

Межличностный влияние как обмен информацией

Особенность межличностного влияния заключается в том, что это влияние происходит как обмен информацией между партнерами, предполагает владение ими единой системой кодирования и декодирования знаков, то есть когда они «говорят на одном языке». Такой обмен информацией возможен только при условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны обоим партнерам взаимовлияния. В них должно быть одинаковое понимание не только значений одних и тех же слов, но и их содержания.

В психологии понятие «знак» — это компонент деятельности человека, средство ее сознательного ориентирования в объектах внешнего мира, управление собственным поведением и поведением других людей. В культурно-исторической теории Л.С.Выготского является понятие «знаковое опосредование». В этой теории психологическое развитие рассматривается как изменение природы и структуры психического процесса через знак (орудия труда, язык, рисунки и т.д.). Знак как психологическое инструмент не имеет готового значения.

Значение не является свойством знака, оно ему предоставляется людьми в процессе общения. Значение — это обобщенная форма отражения субъектом существенных свойств объектов. Ни один знак не «несет» или «не имеет» значения, значение находится в сознании людей, оно возникает в процессе их совместной деятельности и общения и существует в виде понятий, социальных ролей, ценностей. Значение раскрывается через содержание знаков, то есть их смысл.

Через значение в сознании возникает образ мира, который включает образы других людей и образ «Я». Благодаря системе значений осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями значений рядом со структурами естественного языка выступают такие знаковые средства-системы, как схемы, образы, формулы, системы символики, «язык» искусства и др. Значение в единстве с личностным смыслом образует структуру индивидуального сознания.

Смысл — это тот субъективный смысл, который приобретает слово в конкретном контексте, в конкретной ситуации общения.Смысл, который вкладывает в слово тот или иной индивид, может не совпадать с общепринятым его значением, может быть барьером в общении.

Настоящее эффективное общение — это не столько обмен значениями, сколько обмен смыслами, это поиск общего смысла. Для описания этой ситуации социальная психология заимствовала из лингвистики термин «тезаурус», которым обозначается единственная система смысла, принятая всеми участниками коммуникативного процесса.

Даже зная значения одних и тех же слов, люди иногда по-разному их понимают: социальные, политические, возрастные и другие особенности могут быть этому причиной. Именно в общении смысл слова обогащается и модифицируется, оно приобретает новые, невизна- ных нюансов, показывая субъективное отношение человека к конкретному объекту. Поэтому количество значений слова ограничена для каждого этапа развития языка, а количество смыслов практически неограничено.

Психологические преграды в процессе межличностного влияния

Особенностью межличностного взаимовлияния является возникновение специфических коммуникативных барьеров, как разного рода преград социальном влиянию.

Эти психологические преграды (барьеры), которые реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации имеют разное происхождение. Такие преграды могут возникать из-за отсутствия понимания между участниками взаимовлияния, которое возникает на почве социальных, политических, религиозных, профессиональных различий, которые порождают различное мироощущение, миропонимание, мировоззрение вообще. Барьеры в отношениях между партнерами могут возникать из-за индивидуальных психологических особенностей, которые могут появляться в личности в определенной ситуации (недоверие, обида, подозрение и др.).

Чаще всего встречаются такие психологические преграды в процессе межличностного взаимодействия:

— Избежание (избегание контактов с нежелательными лицами, забывание (не слушать)

— Авторитет (обесценение информации за счет снижения авторитета коммуникатора);

— Непонимание, которое может возникать вследствие различных причин, в частности, фонетического барьера (невнятность речи, речь с большим количеством слов-паразитов); семантического барьера (разница в тезаурус — существующих системах смыслов значений партнеров общения), жаргон, сленга; стилистического барьера (например, критические замечания, неэмоциональность чтения сказки детям, использование императивного стиля («ты должен»), категорические слова; логического барьера (логика или очень сложной, или упрощенной; есть мужская, женская, детская логика, бедных и богатых, здоровых и больных).

У партнеров взаимовлияния должна быть адекватной система доказательств для данного момента.

Итак, межличностный взаимовлияние определяется самим характером обмена информацией, который является психологическим влиянием друг на друга. Коммуникативное воздействие, который здесь возникает, есть не что иное, как психологическое действие одного коммуникатора на другой с целью изменения его поведения.

В общей теории информации является понятие «семантически значимая информация», которое означает количество информации, которая дана не на «входе», а на «выходе», то есть та, которая работает. В человеческой коммуникации «семантически значимая информация» — это та, что влияет на изменение поведения, то есть та, что имеет смысл. С помощью системы знаков партнеры могут влиять друг на друга. Выготский утверждает, что «знак» в общении подобен орудия труда.

По характеру воздействия информация, исходящая от коммуникатора, может быть побудительной и констатирующей.Побудительная информация оказывается в приказе, просьбе, инструкции, совету. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать определенные действия и выполняет следующие функции: активизацию поведения, то есть побуждение к действию в заданном направлении; пресечению, то есть запрет определенных действий или нежелательных видов деятельности; дестабилизацию или нарушение некоторых автономных форм поведения и деятельности. Констатирующая информация выступает в форме сообщения и предполагает изменение поведения не прямо, а опосредованно и постепенно.

Особенности психологического воздействия в ситуации контактов между личностями

В социально-психологической литературе в определении особенностей межличностного влияния подчеркивается такая его особенность, как контакт между личностями. Обстоятельства подталкивают каждого человека ко многим другим индивидов. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает среди многочисленного количества других людей тех, с которыми она потом вступает во взаимодействие.

Этот тип связей, является коротким по своему сроком и имеет своим результатом взаимные изменения поведения, деятельности, отношений, установок партнеров, называется контактом. Выделяются различные виды контактов: пространственные, контакты обмена, контакты заинтересованности.

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими людьми, каждый индивид должен определить их в определенном пространстве (где они, сколько их). Это пространственное определение является первичным моментом, от которого зависит дальнейшее поведение человека и его будущие социальные взаимосвязи.

Пространство и время в процессе межличностного влияния являются компонентами ситуаций, которые несут смысловую нагрузку. Например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, окрик в спину имеет отрицательное значение. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации взаимодействия как для двух партнеров, так и для массовых аудиторий.

В разных культурах разработаны свои нормативы пространственных и временных характеристик общения, которые являются своеобразным дополнением к семантически значимой информации. Своевременный приход к началу переговоров символизирует вежливость к партнеру, опоздание — проявление неуважения. Существует даже отдельная отрасль — проксемика, которая изучает нормы пространственной и временной организации общения («пространственная психология»).

Основателем пространственной психологии является американский исследователь Э. Холл, который исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации была предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

Американский психолог Холл (1969) выделил четыре зоны межличностного общения:

— Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие люди. Кроме наиболее близких в эту зону допускаются врачи, медсестры, парикмахеры и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь в общении с кем-то войти в эту зону, вы тем самым намекаете на то, что хотели бы считать его другом.

— Зона личного общения (от 0,5 до 1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им касаться друг друга, пожать друг другу руку, похлопать плечо. Большинство людей считает эту зону своим личным пространством и не подвержена впускать в него посторонних людей. Например, когда вы сидите в кафе, где есть свободные места, и новый посетитель подсаживается к вам, то вы будете чувствовать себя неудобно. Или другой пример. В переполненном транспорте люди избегают визуального контакта друг с другом, пытаются смотреть в окно или на стену, чтобы таким образом выдержать пределы личного пространства.

— Зона формального общения (от 1,5 до 3 м). На такой дистанции ведут деловые а также случайные и малозначимые разговоры.Существует выражение «выдерживать дистанцию», с помощью которого описывают отношения начальника и подчиненного.

— Зона публичного общения (более 3 м). Пространство, отделяющее человека от оратора в зале, является зоной публичного общения. В такой ситуации комментарии, интимные жесты не является остроумными (например, пожать руку лектору, похлопать по плечу).

Описанные зоны межличностного общения имеют культурные различия. Американский психолог Рампел в работе (1988) описал так называемый «латиноамериканский вальс», когда мексиканец, разговаривая с американцем, настойчиво пытается приблизиться к партнеру, а тот постоянно отстраняется от него.

Незнание норм чужой культуры может повредить достижению цели в межличностном влиянию. Например, американцы привыкли начинать выступление перед аудиторией с рассказа о своем профессиональном опыте и достижения в конкретной области.Однако представитель азиатской культуры может воспринять это за пустую похвальбу, поскольку у азиатов не принято акцентировать внимание на своих успехах.

Исследования в области пространственной психологии связаны с изучением специфических наборов, пространственных и временных констант, коммуникативной ситуации. Последние называются хронотоп (срок введено А.А. Ухтомским, в дальнейшем М.М. Бахтиным).

В литературе описаны, в частности, хронотопы «больничной палаты», «вагонного спутника» и др. Суть их заключается в том, что специфическая ситуация общения создает иногда неожиданные эффекты воздействия. Например, не всегда можно объяснить откровенность к первому встречному, которым является «вагонный спутник». Таким образом, анализ особенностей межличностной коммуникации показывает, что они играют большую роль в коммуникативном процессе.

Контакты заинтересованности. их сущность заключается в выборе социального объекта, который имеет определенные ценности или черты, соответствующие потребностям данного индивида. Вступая в пространственный контакт, человек выделяет из всех социальных объектов, пространственно воспринимаются определенного индивида, с которым она связывает положительные или отрицательные эмоции, то есть того, кто имеет черты или свойства, которые соответствуют его интересам.

Этот индивид может заинтересовать, например, своей необычной внешностью, или наличием у нее ценной для вас информации или выявлением физической силы, юмора или, наоборот, невежливостью, безрассудством. Человек сравнивает индивида, которого выделила, с собой, пытаясь сознательно или бессознательно определить причину своей заинтересованности. Такой контакт может быть обоюдным или односторонним, очным или заочным, вызывать негативные или положительные эмоции.

Психологическим механизмом возникновения подобного контакта является мотив как побуждение к деятельности, что связано с удовлетворением потребности. Каждый имеет набор мотивов относительно различных сторон окружающей ее действительности. Эти мотивы являются продуктом предыдущего опыта и существующих в настоящее время потребностей. В основном они являются потенциальными, то есть до определенного времени не проявляются в поведении человека.

Однако в какой-то момент происходит соединение потребности личности с каким объектом окружающей среды. Мотив, отвечает данной потребности, актуализируется, и возникает интерес — форма выявления потребности, обеспечивает направленность личности на контакт с другим человеком.

При контакте заинтересованности действует именно такой механизм актуализации мотива. Контакт заинтересованности может прерваться или продолжаться в зависимости от многих факторов, но прежде всего от силы и важности для личности актуализированного мотива и соответственно силы интереса; степени взаимности интересов; степени осознания своего интереса, окружающих обстоятельств.

В контактах заинтересованности оказываются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит. Например, юноша, имеющий соответствующие физические данные, может заинтересовать тренера спортивного клуба, но он может быть совсем не интересным для предпринимателя, который ищет рабочего.

Контакты обмена. Я. Щепанський, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимовлияния, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремление изменить поведение других людей. Это означает, что в ходе таких кратковременных спорадических обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, который вступает в обмен.

Ежедневно человек должен много контактов обмена: покупает билеты в транспорте, обменивается репликами с пассажирами метро, ​​спрашивает, как найти определенный заведение и т.д. В большинстве случаев в осуществлении контактов обмена человек совсем не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. ее интересует только объект обмена. В качестве примера развития и совершенствования контактов обмена Я. Щепанський приводит с покупкой газеты.

Сначала у индивида возникает на основании определенной потребности пространственное видение газетного киоска, затем появляется конкретный интерес, связанный с продажей газеты, и с продавцом, после чего происходит обмен газеты на деньги.

Контакты развиваются на базе одного основания — потребности в приобретении газеты. Именно этот предмет является центральным в появлении интереса и следующего контакта обмена. Контакты обмена, повторяющиеся, могут способствовать возникновению более сложных социальных взаимосвязей, которые уже будут возвращены на человека, а не на объект обмена.Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом.

Социальные контакты имеют большое значение не только в исследовании социальных воздействий, но и в определении группового статуса личности, особенностей его социальной роли, места в группе. Измерение числа и направленности социальных контактов дает возможность определить структуру социального взаимодействия и характер социальных воздействий. Кроме того, именно социальные контакты являются основой групоутворюючих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.



(Visited 1 865 times, 1 visits today)