Особенности социального воздействия с позиций интеракционистской концепции

social-media2В Интеракционистская концепции отмечается воздействию на человека символических значений, которые приобретаются им в результате участия в многочисленных интеракциях. Влияние человека на человека не является непосредственным, а опосредуется символами, их интерпретацией участниками взаимодействия. Это направление, получивший название «символический интеракционизм», связанный с именем Джона Гер- берта Мида (1863-1931).

Д. Мед — личность яркая и известная. Он очень мало писал, а потому работы его последователей в значительной степени состоят из толкований книги «Разум,« Я »и общество», которая вышла после его смерти и представляет собой сборник заметок, подготовительных материалов ученого и студенческих конспектов его лекций. Для Мида главным в человеческой действия — это интерпретация, создание значений, опосредования непосредственных воздействий. Даже жесты партнеров по коммуникации воспринимаются не прямо, а как символы, продукты интерпретации чувственного материала. Для того чтобы сделать значимым каждый момент деятельности, человек наделен психологическим механизмом, который включает: а) переработаны, нормативные для личности представление о ней других людей; б) спонтанные ответы на социальные влияния других; в) личность, координирует предыдущие учреждения. Партнеры по общению прилагоджуються друг к другу, расшифровывая взаимные намерения в жестах, позах, выражении лица и, прежде всего, обмениваются словами. Символический код для интерпретации себя и другого может образовываться в совместном общении, но человеческая коммуникация настолько сложна, что большую часть значений человеку приходится брать в готовом, обобщенном виде с символического тезауруса культуры. Он состоит из видкристализованого опыта прошлых взаимодействий и является расписанным в виде норм группового поведения, которая довлеет над спонтанными действиями индивидов.

Центральным в теории Д. Г. Мида является понятие мижиндивидуаль- ной взаимодействия, играет решающую роль в становлении человеческого «Я». В разработке своей теории Мид использовал также теорию Ч. Кули о так называемом «зеркальное» Я «, в которой личность понимается как сумма психических реакций человека на взгляды окружающих. Однако у Мида вопрос решается иначе.

Становление «Я» происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди — это простые реакции на взгляды других, а потому, что эти ситуации есть вместе с тем ситуациями совместной деятельности. В них формируется личность, в них она осознает себя, не просто вглядываясь в других, а взаимодействуя совместно с ними. Таким образом, центральная идея интеракционистской концепции заключается в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое состоит в окружающих.



Символический интеракционизм

Символический интеракционизм рассматривает социализацию как процесс усвоения индивидом определенной системы социальных ролей, с которой связаны социально-культурные значения и символы. Дж.Мид ввел понятие стадий принятия роли другого, других, «обобщенного другого», которые он рассматривал как этапы преобразования индивида в рефлексивное социальное «Я», выработки навыков отношение к самому себе как к социальному объекту.

Главным результатом социализации является развитие самосознания (self), которая имеет социальную природу и формируется в процессе взаимодействия с другими. В социальном развитии человек проходит две фазы: на первой из них (game) она усваивает роли значимых других, а на второй (play) — учится «владеть» ролями, подчинять их. Социальное развитие заключается в формировании определенного ролевого репертуара, причем ребенок способен стать объектом в глазах настолько, насколько она способна играть роль другого. В результате создается образ «обобщенного другого», в котором воплощаются социальные нормы.

Принятие роли другого как механизм социального воздействия на личность

Самосознание личности, ее «Я», является производной от общения. В индивида формируется представление о себе, о своем «Я» в результате ориентации на так называемого «значимого другого» и на то, как она воспринимается этим «значимым другим». «Принятие роли другого» — главный механизм социализации. Сначала ребенок ориентируется на експектации «значимых других» (отца, матери), но при расширении контактов происходит генерализация и объектом ориентации становится «генерализованный другой», что отождествляется Дж. МИДом с обобщенной социальной группой.

Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я» вполне социальным, главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной индивидуальном «Я» реакций, способов действия, символических смыслов зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых «Я» участвует. Структура завершенного «Я» отражает единство и структуру социального процесса.

В то же время социальный индивид (социальное «Я») является источником движения и развития общества. Мид выделяет в системе «Я» две подсистемы: «I» и «то». «Ме» представляет собой присущую данному индивиду совокупность установок «других», то есть Интернализованная структуру групповой деятельности. «И», наоборот, имеет автономный характер, является источником спонтанной, непредсказуемой поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные стимулы. Реагируя откло- ляющимся ожиданий образом, «И» вносит в структуру взаимодействий изменения, которые, складываясь, меняют содержание социального процесса, не давая ему кристаллизоваться в жесткий социальный порядок.

Социализация не заканчивается в детстве, а продолжается практически всю жизнь. Главными этапами социализации являются: а) психо генетический, когда у ребенка, как и у животных, путем проб, ошибок и подкрепление производятся первичные шаблоны удовлетворения потребностей; б) образно-символический, когда образы, возникающие при блокаде привычного акта, связываются с некоторыми жестами, звуками и т.д., и последние приобретают под влиянием окружающих значение символа и в) интеллектуально-концептуальный, когда с помощью символов ребенок начинает управлять собственной и чужой поведением и способна приобретать новые значения не только с помощью личного опыта, но и из-за комбинации существующих значений и аналогий с ними. Главным агентом социализации является первичная группа, причем отмечаются функции детской игровой группы в обучении ролей и поведения в роли.

Теория «зеркального» Я »

Развивая и систематизируя идею зеркального «Я», Дж. Мид положил ее в основу понимания социализации личности. Согласно этой идее обязательным условием социализации индивида является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.Не существует чувство «Я» без соответствующего ему чувство «Мы», «Он», или «Они». Сознательные действия всегда социальные; они означают для человека соотнесения своих действий с теми представлениями о его «Я», которые состоят у других людей. Другие люди — это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Человек имеет столько «социальных Я», сколько существует человек и групп, мнение которых она ценит.

Развивая эти взгляды, Дж.Мид, как и Ч.Кули, считал признаком истинно социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о ней окружающих. ее собственное «Я» — воспринято зеркальное отражение, совокупность впечатлений, которые, как ей кажется, она осуществляет на окружающих.

«Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) специфическое чувство «Я» (подобное гордости, самоуважению или унижению), которое из этого следует. Все это складывается в «чувство личной определенности» человека — зеркальное «Я». «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно результатом ее интеракций с социальной средой.

Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности, оно практически не существует за пределами сознания индивида. Итак, совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида.Действие индивида воспринимается другими людьми, опосредствуясь значением. Взаимодействия детерминируются системой символов, то есть поведение человека в ситуациях взаимодействия обусловлена ​​символической интерпретацией этих ситуаций.Человек — это существо, которое включено в знаковые ситуации.

Общество действительно регулирует действия людей с помощью символов. Символ является «последней» социальной доминантой взаимодействия. Символический интеракционизм острее других теоретические направления поставил вопрос о социальные детерминанты взаимодействия. Заслуга МИДа заключается в том, что вопрос о роли взаимодействия для формирования личности, а также о социальной детерминации этого процесса был поставлен.

Существует много различных версий интеракционизма. Однако все больше современных исследователей соглашаются, что Интеракционистская модель личности дает лучшую систему для адекватного объяснения поведения человека. В частности, этот подход может быть применен для определения того, насколько сложное поведение регулируется интеракции, которые зависят от ситуационных переменных и от задатков.

Можно согласиться с оценкой известных американских психологов Л.Хьелла и Д.Зиглера, которую они дают интеракционистсько- му направлению в психологии. Интеракциональна модель, отмечают они, как минимум, представляет собой очень нужную поправку в области психологии, которая до этого было сосредоточено на индивиду в целом, часто игнорируя взаимные связи между человеком и условиями ее жизни, которые постоянно меняются. Более того, Интеракционистская подход должен расширить наши представления о том, в каких ситуациях решающую роль в выстраивании поведения играют особисти- сне характеристики, в которых они не играют никакой роли. Можно надеяться, что интеракционизм дальнейшем в исследованиях психологов займет приоритетное место в объяснении того, как человек и окружение постоянно влияют друг на друга, а также в изучении взаимодействий ситуационных факторов и личностных переменных и их влияния на поведение индивида.



(Visited 298 times, 1 visits today)