Роль «Идентификационной матрицы» в социальном влиянии

kak-privlech-posetitelej-iz-socialnyx-setejГлавным дополнением к когнитивистского подхода в социальной психологии С. Московичи считает так называемую «идентификационную матрицу», что объясняет, как вписывается новая информация в когнитивную структуру каждого индивида в зависимости от того, с какой группой он себя идентифицирует, то есть здесь делается акцент на том, что вся совокупность знаний («представлений», «репрезентаций») человека о мире дается ей в системе.

Именно это делает «социальные представления» историко-культурным, социальным объектом исследования, регулятором человеческого поведения. Идентификационная матрица формируется постепенно, когда исходный эскиз в целенаправленном отборе информации приобретает вид условной конструкции. Эту конструкцию Московичи назвал «фигуративной схеме» репрезентации. Она содержит существенные понятия, черты объективного явления и простую структуру их взаимосвязей. Эта конструкция является визуальной, она удобна в использовании и может служить своеобразной опорой для восприятия нового, непонятного материала, и через упрощение и оптимизацию процесса перцепции может ориентировать субъекта.

Суть внутренних трансформаций социальных репрезентаций Московичи видит в том, что это процесс освоения чего-то удивительного, требующее интерпретации через уже знакомо.



В понятие «странное» он включает три типа ситуаций и феноменов: во-первых, то, что является для индивида внешним и удаленным; во-вторых, то, что не соответствует устоявшимся нормам и правилам его поведения и, в-третьих, все то, что является избыточным для индивида: информация, новые понятия, новые отношения. «Странное» не является просто новым, неизвестным или таким, что не касается индивида. Напротив, оно принимает вид знакомого, и именно этой «псевдо-сходством» стимулирует формирование некоего толкования, мысли, то есть становится социальной реальностью, которая образуется на основе предыдущего опыта. Для раскрытия этого процесса Московичи вводит понятие «перенос». Перенос — это проникновение «странного» в щель обычного. Сделать «странное» своим означает вложить его в сетку уже знакомых понятий путем предоставления названия и классификации. Для анализа того, как происходит «вписывания» объекта репрезентации в систему знаний, которая сложилась ранее, Московичи вводит понятие «идентификационной матрицы». Матрицы существуют для упорядочения как несоциальных, так и социальных явлений. Матрицы для социальных явлений имеют свою специфику: кроме того, что они имеют оценочный характер, эти матрицы всегда связывают информацию, поступающую с определенными социальными категориями, наделяя объект представления соответствующим смыслом и значением.

Существуют групповые детерминанты обработки информации, поступающей извне, если свойства объекта, принимаемого соответствуют основным параметрам идентификационной матрицы группы, то ему приписывается весь комплекс как имеющихся, так и отсутствующих, но связанных с ним характеристик. Важнейшей функцией социальных репрезентаций является функция опосредования поведения. Репрезентации рассматриваются в этой функции как независимая переменная, детерминирует поведение. Назначение репрезентаций — участвовать в процессах формирования поведения и ориентации социальных коммуникаций. В внутригрупповой межличностном взаимодействии социальные представления определяют поле возможных коммуникаций, ценностей или идей, которые проявляются с точки зрения группы и тем самым направляют и регулируют желаемое поведение.

Особенности формирования социальных репрезентаций

Формирование социальных репрезентаций — это психологическая необходимость социальной жизни. Благодаря таким своим свойствам как достаточная устойчивость и одновременно оперативность, социальные представления дают возможность быстро переориентироваться в меняющейся действительности, особенно в условиях недостаточно полной и неоднозначной информации по объекту, который воспринимается. Работа представление по введению необычного в систему значений индивида идет двумя путями: дифференциации и интеграции. Неравновесие в бытии человека, вызванная появлением нового объекта, может быть восстановлена ​​или разложением этого объекта на перцептивные составляющие, или, например, соединением его цепью связей с «обычными» образами и понятиями из совершенно разных источников, путем аналогий и ассоциаций. В процессе интеграции элементы, принадлежащие к разным отраслям знаний, трансформируются одно в другое, объект включается в серию согласований с другими, уже принадлежащих к психологическому мира индивида, заимствуя у них некоторые свойства, добавляя свои собственные, и, наконец, сам становится привычным. Итак, социальным репрезентациям отводится роль посредника между когнитивным миром индивида и внешним миром.

Социальные репрезентации принадлежат к той сфере социальных, непосредственно вплетается в жизнь социальных групп, классов. Представление о научные теории, политические события, о социальной структуре общества и т.д. существуют не как отрывочные мысли отдельного индивида, а как представителя, члена социальной группы, класса. Эти высказывания, оценки выражают отношение группы к социально значимого объекта. Они организованы совершенно по-разному в разных классах, культурах или группах и могут служить визитной карточкой социальной группы. В случае соответствия между общностью и ее сознанием (представлением) это представление становится одним из его функциональных атрибутов.

Влияние социальных репрезентаций на поведение не просто декларируется сторонниками этой концепции, а приходится во многих экспериментальных исследованиях. Вводя социальные репрезентации в рассмотрение таких проблем как: групповое взаимодействие в процессе решения задачи (Ж.-П. Кодол), конфликты (М. Плон), эффекты кооперации (Ж. Абрико) и другие, представители теории социальных репрезентаций получили интересные данные с точки зрения этого нового взгляда на традиционные проблемы социальной психологии.

Социальные репрезентации выполняют в обществе по отношению к личности адаптационную функцию. Она проявляется в том, чтобы адаптировать социальные факты, которые осуществляются в обществе, к существующим в нем взглядов, мнений и оценок.Дело в том, что ни наука, ни идеология в обществе не способны сами непосредственно определять человеческое поведение. На помощь приходят социальные репрезентации, функциональные назначения которых заключаются в том, чтобы адаптировать политические, научные и другие явления в уже существующих взглядов. Благодаря репрезентациям социальные группы создают не только непротиворечивую картину мира, но и формируют, а также превращают отношения с другими группами. Московичи видит основное назначение социальных репрезентаций в том, чтобы с их помощью решать проблемы, оказывать определенную форму социальным взаимодействиям, обеспечивать массы управлением.

Сторонники концепции социальных репрезентаций сделали не только новый вклад в решение фундаментальных теоретических проблем социальной психологии, но и внимательно отнеслись к прикладным исследованиям в русле концепции. их исследования характеризуются оригинальностью и широтой тематики, охватывают широкую проблематику: это выявление роли социальных репрезентаций в групповой активности, это также изучение социальных репрезентаций отдельных социальных объектов, это проблематика малой группы и меж- групповых отношений, это также социально-психологические проблемы больших социальных общностей.

Начавшаяся с полевых исследований разработка теории социальных репрезентаций интенсивно проводится также путем лабораторного экспериментирования. Представители концепции социальных репрезентаций анализируют социальные представления различных общественных, профессиональных, демографических групп, раскрывая их особенности, а в отдельных случаях — процесс развития социального сознания этих общественных групп. В своих исследованиях они осваивают новые методические средства, применяют интересные методики.



(Visited 228 times, 1 visits today)