Социальное влияние с позиций концепции

hqdefaultМеханизм социального влияния по-разному работает в социальных сообществах различных уровней, которые отличаются социальными субъектами. Если исходить из того, что в социуме действуют три типа социальных субъектов (индивидов, групп, общество), то соответственно можно выявить уровни социального воздействия («индивид — индивид», «индивид — группа», «индивид — группа — социум» ). Особенности социального влияния можно рассматривать в зависимости от уровней социальной среды.В этом плане продуктивным может быть концептуальный подход на основе теории многоуровневого социального окружения личности, разработанная американским ученым В. Бронфенбреннер.

Чотирикомпонентних модель социального влияния В. Бронфенбреннер

В. Бронфенбреннер считает, что при анализе социального воздействия необходимо учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциального окружение, влияние средств массовой информации, национальные и культурные особенности, характеристики социальных институтов и тому подобное. Развитие человека — это динамичный, осуществляемый в двух направлениях ре- ципрокний процесс. Личность, которая формируется, активно реструктурирует свое многоуровневое жизненную среду и в то же время на него влияет это среда, его элементы и взаимосвязи между ними. Социальная среда имеет четыре уровня: 1) микросистема (ближайшее окружение человека); 2) мезосистема (взаимоотношения между различными сферами микросистемы); 3) екзосистема (элементы социальной среды, к которым индивид непосредственно не относится, но которые влияют на него, например, администрация школы, городские власти и т.п.); 4) макросистема (социокультурные нормы, системы социальных репрезентаций и установок, нормы и правила социального поведения, характерные для определенной суб культуры). Эти уровни изображаются В. Бронфенбреннер в виде концентрических колец, которые помещены друг в друга системы.

Характерной особенностью этой модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими четырьмя системами, через которые и осуществляется их взаимодействие. Если воспользоваться экологической моделью В. Бронфенбреннер, которую он сделал для исследования социальных влияний на личность (Bronfenbrenner, U. (1979). The ecology of human development. Cambrige. MA. Harvard University Press), то ближайшим окружением, через которое индивид усваивает культуру является микросистема, то есть это все те, с кем он вступает в близкий контакт. Для большинства людей первичной микросистемы культуры является семья, за ней следуют друзья и школа. Другие компоненты — это организации здравоохранения, религиозные группы, игровые группы во дворе, другие социальные группы, к которым относится личность. Все они являются агентами влияния на личность, детерминируют те или иные ее качества. Например, развитие девочки в семье может поддерживаться чувственностью матери относительно первых шагов дочери на пути независимости. В свою очередь, выявление ребенком независимости может побудить мать к поискам средств поддержки развития такого поведения. Когда индивид включается в какое-нибудь социальное окружение или исключается из него, микросистема меняется.



Микросистема

Микросистема — это очень сложный, многообразный мир. Совокупность различных групп, которые составляют сферу общения индивида, их особенности, различия в уровне социального развития, в практике социальных связей и отношений внутри их, в разной психологической атмосфере предъявляют личности определенные требования. Непосредственное среда — друзья, знакомые, семья, все, что составляет сферу межличностного общения, оказывает влияние на развитие личности, формирует ее качества. Специфика непосредственного окружения индивида заключается в том, что оно опосредует влияние социальной системы как целого на личность, отражает общественные отношения, конкретизируя их, олицетворяя. Микросистема — это уровень жизненной среды, которое чаще всего исследуется психологами.

Мезосистема

Мезосистема, или второй уровень культуры, с которым взаимодействует индивид, образуется взаимосвязями двух или более элементов микросистемы. Так, существенное влияние на личность осуществляют формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может положительно повлиять на успеваемость ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к этому ребенку, скорее, положительно повлияет на ее взаимоотношения с членами семьи.

Екзосистема

Екзосистема, или третий уровень взаимосвязей индивидов с их социальным окружением, имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественных структур, которые находятся вне сферы непосредственного общения индивида.Екзосистема — это та часть культуры общества, которая включает в себя элементы окружающей среды, в котором личность не играет активной роли, однако оно оказывает на нее влияние. Сюда входят организации, а также события, от которых зависят условия микросистемы. Например, законы, решения, которые принимаются государственными или другими институтами, могут существенно влиять на условия жизни человека, его семьи, сверстников, с которыми он общается. Итак, екзосистема влияет на индивида не напрямую, а через микросистему. Можно привести множество примеров, начиная с формальной социальной среды, например, места работы родителей или местных отделов здравоохранения или улучшение бытовых условий и заканчивая неформальным окружением, таким, как расширенная семья ребенка или друзья его родителей. Например, учреждение, в котором работает мать, может позволить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, косвенно повлияет на нее. В то же время возможность уделить ребенку больше внимания снимет с матери напряжения и тем самым повысит производительность его труда.

Макросистема

Макросистема — это социетальный уровень культуры общества. Это, так сказать, внешний уровень, который непосредственно не включен в определенное социальное окружение индивида, а связанный с ним через посредство других уровней. Макросистема включая идеологию, законы, традиции, нормы того общества, в котором живет индивид. Она объединяет в себе основы образовательных, экономических, религиозных, политических и социальных ценностей. Она устанавливает стандарты внешней привлекательности и полоролевого поведения для мужчин и женщин, она влияет на стандарты статеворольово- го воспитания и отношений. Хотя влияние всех этих факторов осуществляется на всех четырех уровнях взаимосвязей индивида и социальной среды, но наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема имеет способность влиять на все другие уровни. Например, та или иная образовательная программа, которая принимается на государственном уровне, может осуществить большое влияние на рост уровня образования и социальное развитие многих поколений. Или, например, правила, согласно которым дети с задержкой развития могут учиться в классах основного потока обычной школы, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как на детей с нарушением развития, так и на здоровых детей. В свою очередь, успех или неуспех этого педагогического эксперимента может способствовать или, наоборот, мешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.

Культурные силы, которые позволяют выделить макросистему как уровень жизненной среды, образуются частично историческими событиями, частично — последовательностью человеческого развития. Учитывая историческую перспективу, связанную с изменениями культурных ценностей, мы сможем лучше понять те сдвиги в родительских, семейных и социальных установках, которые влияют на человека в течение его жизни.

Все эти уровни воздействия на личность взаимосвязаны, осуществляют активное воздействие друг на друга. Интересы общества состоят в том, чтобы обеспечить перевод ценностей социета- льного уровня к индивидам через вплетение этих ценностей в непосредственное окружение, потому что только в сфере непосредственного мижособис- тесного общения действуют механизмы, которые способны обеспечить процесс интериоризации, то есть перевода внешних социальных связей в внутренние психологические свойства.

Итак, социальное влияние происходит всеми элементами среды, постоянно реконструируется взаимосвязями между ними.

Различные уровни человеческого бытия обусловливают различные виды социального воздействия, его многомерность.Многомерность и багаторивне- весть — это характеристики социального воздействия, которые зависят не только от особенностей природы самого субъекта, объекта или субъектов взаимовлияния, но и от характера взаимосвязей уровней этого социального окружения.

Сфера, способы, динамика взаимовлияния определяются социальными функциями людей, которые взаимодействуют, их положением в социальной структуре общества, регулируются факторами, связанными с процессами производства и потребления, а также имеющейся в обществе сферой духовной жизни. В общем, общественные отношения воплощаются в ткань социального воздействия. Под влиянием многоуровневого социального окружения в процессе жизни у человека формируется определенная система целей, так сказать своеобразное «поле целей», в котором одни цели занимают ведущее, другие — подчиненное положение. их соотношение является динамическим. Благодаря существующему в личности поле целей создается возможность согласования индивидуальных целей и формирования той общей цели, которая связана с потребностями группы и в свою очередь — социума как целостного образования. Поэтому социальный взаимовлияние не просто опосредует совместной деятельности людей, он позволяет представить каждому из участников этого процесса некоторые его элементы, начиная с цели и задачи деятельности и включая ее структуру (до операционной), цели отдельных действий, входящих в ее состав, о ‘ объекты деятельности, используемые в ней орудия, сведения о ситуации, необходимые для обстановочной афферентации, обобщенные данные о вероятном опыт отдельных участников деятельности и вообще о психологических особенностях их личностей, необходимые для принятия решения совместной деятельности в целом.

Все это составляет реальные факторы социальности, которая проявляется в массовой деятельности индивидов, их сплоченности или разобщенности. Исследованиями выдающихся отечественных психологов (Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский) было доказано зависимость социально-психологических процессов, в частности характера взаимоотношений, от содержания взаимовлияний, которые определяются предметом, по поводу которого осуществляется воздействие. Например, взаимопонимания между некоторыми членами коллектива, которые «болеют» за одну и ту же футбольную команду, существенно отличаются от взаимоотношений в том же коллективе, возникающих при других обстоятельствах, возникающие в коллективе отношения, которые опосредуются общественно ценным и лица- стисно значимым содержанием совместной деятельности, вызывают на индивидов иное действие, чем отношения, возникающие в «диффузной группе» (А.В. Петровский).

Итак, результат воздействий определяется особенностями субъектов взаимовлияния, предметом взаемодияльности, ее целью, а также тем, как осуществляется взаимовлияние. В общем социальное влияние — это такой сложный процесс, в нем задействовано столько различных средств и приемов, осуществить его анализ, придерживаясь одного концептуального подхода, очень трудно.



(Visited 266 times, 1 visits today)