Обусловленность межличностного влияния психологическими характеристиками его субъектов

sposobnost-sobirat-pazly-o-chem-ona-govoritПроцесс межличностного влияния в значительной степени определяется характеристиками его субъектов и особенностями конкретной ситуации, в которой происходит взаимовлияние. Адекватное отражение этих особенностей его субъектами существенно сказывается на эффективности межличностного воздействия. Поэтому для этого процесса характерно обратной связи, регулирует ход общения, а также богатство кодов, используется, в том числе и невербальных.

В межличностная связь субъектов взаимодействия тесно вплетены их психологические свойства. Каждый участник взаимодействия предусматривает в своем партнеру не какой-то объект, а активного деятеля, и на эти его активности нужно ориентироваться, анализируя его мотивы, цели, установки.

В процессе межличностного влияния включено, как минимум, два человека, и каждая из них является активным субъектом. Понимание, восприятия и познания партнерами друг друга при взаимовлиянии положительно отражается на их взаимодействии. В взаимодействие вступают два субъекта, каждый из которых ставит перед собой определенные цели, выбирает средства для их достижения, оценивает результаты. Взаимодействуя вместе, один субъект некоторый момент выступает инициирующей стороной, или агентом влияния (собственно субъектом), а второй в этот момент становится реципиентом (объектом воздействия).

Задача субъекта — применить определенные социально психологические средства влияния, а задача объекта — адекватно на них реагировать. Как уже отмечалось, схематический вариант такого взаимодействия субъекта А и субъекта Б рассматривает В.А.Татенко.

Различные цели и средства воздействия, которые применяют субъекты А и Б в этой «диалектической спирали» взаимовлияния, обусловливают необходимость задействования различных личностных свойств этих субъектов в различных ситуациях (когда они выступают в роли субъекта или в качестве объекта воздействия), что нужно учитывать в определении социально-психологических технологий воздействия.

В процессе взаимовлияния человек, на которого оказывается воздействие, является для субъекта воздействия некоторой совокупности социально значимых признаков, благодаря которым в определенной культуре транслируются психологические свойства и состояния. Распознать индивидуально психологические особенности индивида можно за мимикой, жестами, позой, движениями тела, за физиологическими реакциями, которые сопровождают эмоции, — сосудистыми, дыхательными, секреторными.

Зависимость межличностного влияние психологических характеристик объекта воздействия

Объект межличностного воздействия — это автор сообщения, которое принимает, интерпретирует субъект. Социальные психологи уже давно исследуют характеристики внешности и поведения, которые являются наиболее важными с точки зрения восприятия и понимания.

В момент восприятия человек, с которым взаимодействует субъект, для него некоторой совокупности социально значимых признаков, благодаря которым в определенной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Эти признаки, которые иногда называют «перцептивными крючками», является для данного человека определенным социальным шифром.

Восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает ответную эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, позы и движений тела другого человека. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно за мимикой, пантомимикой, по физиологическими реакциями, которые сопровождают эмоции, — сосудистыми, дыхательными, секреторными; по особенностям строения тела, чертам лица, рисункам икисти рук, пальцев и другими природно-биологическим признакам.

Изучение и систематизация данных о характерных различия внешнего вида людей и личности их выразительных движений имеет долгую историю. Еще с давних времен, например, определенному типу построения тела приписывались различные моральные и психологические особенности. На основе этого учеными было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека.

Наиболее систематизированы одна из таких типологий представлена ​​в «Трактате о человеческой физиономию» Эжена Ледо (1815), в котором описаны пять основных типов телосложения и дано их психологические характеристики. В основе этой типологии лежит утверждение, что строение тела человека отвечает, в основном, пяти геометрическим фигурам: четырехугольнике, колу, овала, треугольника, конуса.

По мнению Э. Ледо, каждый тип включает в себя скрытые способности, инстинкты и эмоции, которые приводятся в действие либо остаются в бездействии в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Так, несоответствие между типом и темпераментом порождает внутренние конфликты, из-за чего появляются противоречия в чувствах, пожеланиях, поступках, проявляющееся в чудернацтвах характера.

Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология — это области знаний, которые пытались по внешним признакам тех или иных частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека обнаружить ее психологическую сущность.

Физиогномика разрабатывала систему соответствия между чертами лица человека и свойствами его характера, способностями и талантами. Физиогномика возникла в древние времена. Основателем считается Пифагора, ею занимался Аристотель. Многие эмпирического материала содержится в «Поучиннях оратору» Квинтилиана (I в.). Известна книга швейцарского автора И.К.Лафатера «физиономический моменты» (1777 p.).

Австрийский врач Ф.И. Галь создал Френология — теорию, в которой пытался систематизировать и развить дальше знания о связи психических особенностей человека с внешней формой ее черепа. Результаты изучения различных выразительных движений нашли отражение в работах Ч. Дарвина («О выражены чувство», 1872), В. Бехтерева («Объективная психология», 1910), которые утверждали, что психология должна изучать не только явления сознания и подсознания, но и внешние проявления в деятельности человека, поскольку они являются выражением его психики.



В глубине тысячелетий кроются источники хиромантии — учение о связи строения кисти руки, формы пальцев, выпуклостей и впадин, линий и бороздок на ладони с внутренней сущностью человека, его прошлым и будущим. Хиромантии знали в древнем Китае и Индии, а также в Греции и Риме задолго до нашей эры.

Не менее древнюю историю имеет астрология, которая разрабатывала планетарную и зодиакальную типологию человека, а также графология, которая искала закономерные связи между почерком и характером индивида.

Исследование связи между внешними признаками человека и его психологическими характеристиками в истории развития знаний осуществлялись двум направлениям: первое направление ставил своей целью на основе внешних признаков выявить психологическую сущность, второй — на основе внутренних свойств (в том числе и психологических) выделить типы личности, которые отличаются внешним признакам.

На рубеже XIX и XX вв. под влиянием антропологов, которые обратили внимание на различия в строении тела, а также психиатров, увидели индивидуальные различия в склонностях к психическим заболеваниям, концепция связи между телосложением и типологическими особенностями человека получила дальнейшее развитие, в частности у французского врача Клода Сиго, который в зависимости от преобладания в организме одного из основных систем (дыхательной, тра- вленевои, мускульной или мозговой) выделил соответствующие им телосложения.

Эти взгляды осуществили существенное влияние на формирование современных конституциональных теорий, получивших распространение в психологии индивидуальных различий.

Наиболее известными из этих теорий является типология немецкого психолога и психиатра Эрнеста Кречмера (1888-1964), гипотеза которого о соотношении психических свойств человека конституции его организма дала толчок новым исследованиям проблемы связи между соматической строением и психическим складом личности. Е. Кречмером было разработана типология тилобу- дови, включавшая астенический, пикнический и атлетический типы.

Кроме классификации типов телосложения по Э. Кречмером, существует классификация У. Шелдона, который определил следующие основные типы телосложения (соматип): эндоморфный тип, мезоморфный тип, экс- томорфний тип. Исследования, начатые Б. Ананьев и продолжены М. Обозовым, позволили уточнить типологию Э. Креч- мэра и У. Шелдона на основе современных психологических данных.

Так, было установлено, что работоспособность, мобильность, ре- достоинство поведения в основном зависит от типа телосложения.

Исследования, проведенные В.И. Куликовым, тоже подтверждают наличие полярных типов личности, которые имеют определенные морфологические и психологические особенности. Эти типы описываются им в работе «индивидного тест», «Словесный портрет» (1988).

В типологиях, которые выделяются указанными авторами, выразительно прослеживается выделение трехкомпонентной структуры человеческого поведения, в которой оказывается психика. Эта структура включает когнитивный (познавательный, мыслительный), аффективный (чувственный, эмоциональный) и практический, или конативный (преобразующий, сенсорный) компоненты.

В человеческом поведении всегда присутствуют все три компонента, однако один из них, как правило, доминирует. Анализируя соотношение этих компонентов, М. Обозов выделил три типа личностей в зависимости от доминирования одного из компонентов структуры личности: «мыслитель», «собеседник», «практик».

Кроме морфологических и гуморальных типологий человека, касающиеся, в основном, различных характеристик типа темперамента, существуют еще так называемые функциональные типологии, в основе которых лежат различия основных психологических функций или свойств (мышления, эмоций, воли, чувства, интуиции, способностей и т. др.). К числу функциональных типологий принадлежат специфические человеческие типы И.П. Павлова, классификация личностей А.Ф.Лазурского, психологические типы К. Юнга, акцентуированной личности К.Леонгарда и др.

Каждый из выделенных в приведенных классификациях типов личности можно фиксировать также и на основе морфологических признаков. Классификация психологических типов К. Юнга было положено в основу соционики. В визуальном плане, по данным социоников, рациональность — иррациональность лучше наблюдается в профиле лица.

Рациональные профили более резко очерченные, более угловатые, выделяются отдельными деталями или их совокупности (линия носа, носогубной морщины, подбородок, надбровных дуг и т.д.); «Иррациональные» — имеют более мягкие и плавные линии профиля лица.

Интуитивные типы, как правило, имеют высокий лоб, слабо очерченный, или небольшое треугольное подбородок; их лица напоминает скорее овал, чем круг.

Сенсорные типы — круглолицые, подбородок упругое, а лоб, если и высокий, то скошенный назад. Умственное и эмоциональное типы различаются по активности верхней и нижней частей лица. Первый манипулирует больше верхней частью (морщит лоб, раскрывает и щурить глаза), а второй — нижней (улыбка, зубы, щеки).

Умственные типы более «кисткасти», в эмоциональных — преобладает брюшине и низ грудной клетки, в сенсорных — мышечная масса тела (лучшие культуристы, штангисты, борцы, как правило, относятся к сенсорному типа). Интуитивные типы имеют среди всех наиболее длинные ноги. им также морфологически более свойственны длинные пальцы рук и длинная шея.

Знание внешних признаков человека, их связи с другими особенностями личности совершенно необходимо психологу, вообще каждому специалисту, деятельность которого связана с общением с людьми.

Распознавания индивидуально-психологических особенностей личности путем непосредственного визуального восприятия, как уже отмечалось, имеет большое значение в процессе мижо- собистиснои взаимодействия. Поэтому неудивительно, что и современная наука проявляет большой интерес к исследованиям «языка тела». Только в последнее время вышло почти одновременно несколько важных работ различных специалистов в области невербальной коммуникации, среди которых широко известные книги Д. Ньюренберга, Г. Валеро, А. Штангля, А. Пиза и другие.

Визуальная психодиагностика как система оценки объекта воздействия по его внешним признакам

На основе использования исследований современной психологии из разных типологий и классификаций, основанных на выявлении и систематизации характерных внешних отличий людей, а также результатов этнических антропологических и лингвистических исследований, основных положений общей и дифференциальной психологии, психологами создана визуальная психодиагностика как система практических знаний и техник познания людей по их внешним признакам.

Визуальная психодиагностика исследует все внешние выявления вида и поведения человека с целью определения ее личностного смысла. Визуальная психодиагностика (срок введено украинским психологом В. Щекин в 1989 г..) Есть сугубо прикладным знанием, которое особенно необходимо специалистам, работающим с людьми, для диагностики их личностных, индивидуально типичных и профессионально важных качеств.

С визуальной психологии получилось ряд работ, написанных В. Щекин, которые имеют своим назначением удовлетворение потребностей специалистов кадровых и социально-психологических служб в знаниях для разработок методик подбора, подготовки и рационального использования персонала в различных отраслях производственной и непроизводственной сферы общественной жизни.

Практическая направленность и относительная доступность визуальной психодиагностики, необходимость широкого воплощения прикладной психологии в различные области общественной деятельности предусматривает возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, руководителями различных уровней, специалистами по работе с персоналом и др.

В связи с применением техник визуальной психодиагностики возникает проблема точности межличностной перцепции. По этому поводу В. Щекин отмечает, что правильная диагностика, опирающаяся на научную интерпретацию данных обследования, результаты комплексного изучения человека в рамках личностного подхода, глубокий анализ содержания полученных в диагностическом обследовании сведений, может быть обеспечена только высококвалифицированными специалистами, имеющими знания в области теоретической психодиагностики, психометрии, теории психологических измерений, вариационной статистики.

Применение тестов, экспертных оценок не является методиками прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека, они не снимают основного недостатка — отсутствия возможности проверить точность восприятия человека через прямое сопоставление с данными объективных методик. Это заставляет искать другие подходы к самой проблеме и путей ее решения. Один из них — осмысления совокупности «помех», которые стоят на пути межличностной перцепции.

Одним из препятствий является чрезвычайная распространенность различных «ходячих представлений» относительно связи физических характеристик человека и их психологических особенностей. Произвольные представления о связи различных характеристик человека получили название «иллюзорных корреляций». Эти иллюзорные корреляции являются своеобразными стереотипами, которые возникают на основе упрощенных представлений о взаимосвязи между внешним признакам человека и его личностными особенностями.

Стереотипы возникают в результате представлений, построенных на отрывках знаний из психологических концепций физиогномики, типологии личностей и других теорий о внешние проявления особенностей человека, которые функционируют в бытовом сознании людей в искаженном виде. А.А. Бодалев получил в этом отношении интересные данные: из 72 опрошенных им людей о том, как они воспринимают внешние черты других-человек, 9 ответили, что квадратный подбородок — признак сильной воли, 17 — что высокий лоб — признак ума, 3 — отождествляют жесткие волосы с непокорным характером, 16 — полноту с доброжелательностью, для двух толстые губы — символ сексуальности, для пяти малый рост — свидетельство властности, для одного человека близко посаженные глаза означают вспыльчивость, а для пяти других красота — признак глупости.

Очень давно в социальной психологии появилась идея найти различные средства развития перцептивных способностей у людей.Несмотря на то, что вопрос о возможности обучать человека искусства более точного восприятия другого человека является дискуссионным, все же усилия по этому поводу осуществляются. Они связаны с использованием для этих целей социально-психологического тренинга.

Наряду с тем, что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы на повышение перцептивной компетентности, то есть точности восприятия. В отечественной психологии первые такие тренинге разработаны Л.А. Петровской (1989).

Зависимость межличностного влияние психологических характеристик субъекта влияния

Межличностный влияние определяется не только особенностями объекта воздействия, но и способностью субъекта (агента) воздействия адекватно воспринимать, оценивать и интерпретировать этот объект. Исследовались такие качества субъекта, как пол, возраст, профессия, личностных свойствах, самооценка, установки, уровень культуры, которые дают возможность определенным образом интерпретировать внешние проявления в поведении людей в их соотношении с личностными особенностями.

На восприятие влияет также уровень рефлексии, интеллекта, личностной зрелости личности, который позволяет отойти от эго центристской позиции в оценке действий объекта воздействия, развести свои предубеждения и установки с реальными основами поведения, наблюдается у объекта.

Существенное значение в этом процессе имеют психологические особенности субъекта межличностного влияния. Образ «Я» и самооценку можно назвать психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения людей. Результат процесса воздействия определяется тем, как была воспринята и интерпретирована его субъектом ситуация, так как в зависимости от этого им будет применен те или иные механизмы социального влияния.

Если в процессе длительного общения отношения между людьми становятся индивидуальными, которые трудно как-то схематизировать, то на первых этапах взаимодействия значительную роль играют различные обобщенные схемы, стереотипы восприятия поступков и чувств другого человека. В этой ситуации объект воспринимается как носитель определенной роли, это, так сказать, ситуация ролевого взаимодействия.

В этой ситуации, как правило, ставится задача наделения объекта определенным признакам, на основе которых может быть построено первичный контакт. Эта ситуация определяется как монологическая, объектная, так другой человек воспринимается сквозь призму социально сформированных ролевых и межгрупповых представлений, обобщений.

Механизмы восприятия, релевантные такой задаче — это схемы первого впечатления, стереотипизация, внутригрупповой фаворитизм. В ситуации формирования первого впечатления о человеке возникает ряд эффектов, которые обуславливают особенности восприятия субъектом объекта.

Это прежде всего, так называемый эффект ореола или «Гало-эффект». Суть его заключается в том, что при восприятии человека образ создается не на основе непосредственно воспринятого, а встраивается в некоторую предварительную информацию о человеке, который окружает ее определенным ореолом (положительным или отрицательным). Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное количество качеств, или положительных или отрицательных.

С этим эффектом связаны два других — эффект «первичности» и «новизны», которые обусловливают создание образа человека, воспринимается, в зависимости от порядка предъявления информации о ней (какие качества называются сначала и какие — потом). Эти эффекты связаны со сложной системой организации информации.

В исследованиях эффекта ореола выделяются три основных фактора возникновения оценочной ошибки и, соответственно три схемы формирования первого впечатления, которые определяются присутствует в ситуации знакомства определенным фактором: перевершености партнера, привлекательности партнера и сходством объекта восприятия с субъектом.

Первая схема — это схема социальной перцепции в ситуации, когда субъект чувствует перевершенисть партнера по каким-то важным для него параметром — умом, ростом, материальным положением и др. Суть ошибки в восприятии человека, превосходящей субъекта восприятия по важным параметром, заключается в том, что объект оценивается им значительно выше и по всем другим значимыми параметрам.

Говоря иначе, происходит его общая личностная переоценка. Например, если объект оценивается как умный, то он также будет оцениваться и как порядочный, и как хороший собеседник и т.д. И наоборот, если человек, которого субъект воспринимает как таковой, что уступает ему в значимом параметре, тоже попадает в поле действия фактора перевершености, он независимо недооценивается наблюдателем.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне приятного человека люди склонны переоценить по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Это было подтверждено экспериментально. Социальные психологи Бершайд и Уостер показали, что более хороших на фотографиях людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и откровенных, а красивых женщин мужчины склонны оценивать более заботливыми и порядочными.

Третья схема восприятия партнера срабатывает при его сходства с субъектом восприятия. Ошибка заключается в том, что людей, которые хорошо относятся к человеку или разделяют какие-то важные его идеи, он склонен оценивать выше и по другим психологическим показателям. Иначе говоря, люди, близкие к субъекту восприятия своими убеждениями, оказываются для него лучше людей, которые имеют противоположные взгляды.

На этом феномене создан известные техники манипулятив- ного влияния, скажем такие, как правило трех «да»: сделай так, чтобы человек в разговоре три раза подряд ответила на твои вопросы «да» (даже очень простые), и ты можешь рассчитывать на его большую приверженность в решении принципиальных вопросов.



(Visited 193 times, 1 visits today)