Социальное влияние с точки зрения транзактного анализа

iОсобенности взаимовлияния в концепции транзактного анализа Э. Берна

Направлением, в котором представлено исследование социального влияния, с точки зрения регулирования действий участников за их позиции, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия, является транс- зактний анализ. Наиболее ярко транзактный анализ представлен в работе Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры ». С точки зрения Э. Берна каждый из участников взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые он обозначил как Родитель, Взрослый, Ребенок.

Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», Позиция Отца — как «Нужно», позиция взрослого — как объединение «Хочу» и «Нужно». Эти позиции не связан обязательно с соответствующей социальной ролью, а является психологическим определением определенной стратегии во взаимодействии.

У каждого человека в соответствии с его психическим состоянием складываются определенные схемы поведения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории: 1) состояние Я подобный образа родителей; 2) состояние Я, который автономно направлено на объективную оценку реальности; 3) состояние Я, который действует с момента его фиксации в раннем детстве, и представляет архаичные пережитки. Эти состояния соответствуют позициям Отца, Взрослого и Ребенка, одна из которых оказывается у человека в социальном взаимодействии в каждый момент времени и может изменяться в соответствии с изменением психологических состояний. Каждый тип состояний по-своему очень важно для человека.

Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Состояние «Взрослый» необходимо для жизни.Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые необходимо найти, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взрослый контролирует деятельность Отца и Ребенка и является посредником между ними. Отец осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль отца своих детей, обеспечив тем самым выживание человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, которые остались сиротами в раннем детстве, испытывают значительно больше трудностей в воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Отцу многие наши реакций давно стали автоматическими, что помогает сохранить много времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать много тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Отца. Итак, все три позиции человека очень важны для выживания, функционирования и взаимодействия. Каждая из них заслуживает одинакового уважения, потому что каждый состояние по-своему делает жизнь человека полноценным и плодотворным. Изменение этих позиций становится необходимым только в том случае, если одна из них нарушает здоровую равновесие. Взаимодействие становится эффективной только тогда, когда транзакции имеют дополнительный характер, то есть если они совпадают.



Транзактный стимул и транзактном реакция

В концепции Э. Берна единица воздействия называется транзак- этой. Люди, которые общаются, проявляют свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется транзактном стимулом. Человек, на которого направлено транзактный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ называется транс- зактною реакцией. Целью простого транзактного анализа является выяснение того, какая именно позиция «Я» ответственна за транзактный стимул и какова позиция человека осуществила транзактном реакцию.

В простейших транзакциях и стимул, и реакция происходят от взрослого. Э. Берн приводит такой пример. Хирург, оценив на основе тех данных, что у него есть, необходимость в скальпели, протягивает руку медсестре. Правильно толкуя этот жест, оценив расстояние и мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга таким действием, которой от нее ждут. Эта транзакция называется дополнительной. Другими словами, при условии нормальных человеческих отношений стимул влечет за собой ожидаемую и естественную реакцию.

Правила взаимовлияния индивидов в концепции Э. Берна

Э. Берн определяет следующие правила взаимного. Первое правило заключается в том, что пока транзакции дополнительные, процесс взаимодействия будет протекать гладко. Следствие из этого правила: пока тра- нзакции дополнительные, процесс коммуникации может происходить невизна- рено долго. Эти правила не зависят ни от природы транзакций, ни от их содержания.Они целиком базируются на векторах взаимодействия. Пока транзакции сохраняют дополнительный характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ее участники, например, разговором (Отец — Отец), решают реальную проблему (Взрослый — Взрослый), или просто играют вместе (Ребенок — Ребенок или Родитель — Ребенок ).

Обратное правило состоит в том, что процесс взаимодействия прервется, если возникнет перекрестная транзакция.Перекрестная транза- кция наиболее препятствует общению, какой бы стороны человеческих отношений она не касалась: или семейной жизни, дружбы, любви или работы. Э. Берн приводит такой житейский пример перекрестной транзакции. Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый, например: «Давай попробуем объяснить, почему в последнее время ты стал много пить». Соответствующей транзак- ции «Взрослый — Взрослый» здесь может быть ответ: «Давай попробуем понять.Мне и самому этого хочется ». Однако собеседник может вспылить. Тогда ответ может быть иной. Например: «Ты, как мой отец, все время меня критикуешь». Этот ответ соответствует схеме «Ребенок — Родитель». В этих обстоятельствах проблему алкоголя следует отложить до тех пор пока векторы не будут приведены в порядок. Или собеседник («игрок») должен стать отцом, дополняя неожиданно обнаруженную в собеседнику Ребенка, или нужно активизировать в него взрослого. Если, например, в обсуждении с хозяйкой качества мытья посуды внезапно служанка взбунтуется, то разговор на уровне Взрослый — Взрослый будет законченной. Возможным продолжением может стать взаимодействие на уровне Ребенок — Родитель или обсуждения другой Взрослой проблемы: не следует хозяйке освободить служанку?

Рис. Схема транзактного анализа

Простые дополнительные транзакции возникают в неглубоких производственных или других этажных общественных взаимоотношениях, ритуалах. Более сложными являются скрытые транзакции, которые требуют одновременного участия более двух состояний «Я». Именно эта категория служит основой теории игр.

Э. Берн приводит пример так называемой угловой транзакции, в которой участвуют три состояния «Я», иллюстрируя это на таком диалоге. Продавец: «Эта модель лучше, но она вам не по карману». Покупатель: «Вот ее-то я и возьму». В этом примере Продавец на Уровне Взрослого констатирует два факта: эта модель лучше и она вам не по карману. На социальном уровне слова продавца кажутся которыми обращаются к Взрослого покупателя, поэтому он должен был бы ответить: «Вы правы о том и в отношении другого». Однако скрытый психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупателя. Покупатель думает: «Несмотря на финансовые трудности, я покажу этому наглецу, что я

капельки не хуже других покупателей ». Эта транзакция является дополнительной на двух уровнях векторов (социальном и психологическом), поскольку продавец как бы принимает ответ покупателя за чистую монету, то есть как ответ Взрослого сделать покупку.

Итак, существуют различные виды транзакций. Э. Берн уделяет особое внимание анализу таких ее видов как ритуалы, напивритуалы (имеющие место в развлечениях), игры (которые он понимает довольно широко, включая интимные, политические игры и др.).

В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаемодияльности. В отечественной социальной психологии А.А. Леон- тьевим предложена классификация, в которой выделяются социально ориентированные, предметно-ориентированные и личностно ориентированные ситуации. Английский исследователь Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и др.). Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действия в каждом из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самопередача не адекватна, то взаимодействие может перевестись. Если стиль сформирован на какой-то конкретной ситуации, а затем его механически перенесен на другую ситуацию, то, конечно, успеха не может быть гарантировано. Исследования взаемодияльности с точки зрения ее компонентов, в частности таких как позиции участников, ситуация и стиль деятельности способствуют более глубокому анализу этой стороны социальных воздействий.



(Visited 349 times, 1 visits today)