Теория социально-психологического воздействия

81125Предметно-преобразующая деятельность человека, обеспечивает ее жизни, осуществляется через связь с другими людьми. В этих взаимосвязях и взаимодействиях людей создается весь «мир человека», в котором проявляется ее сущность. Причем взаимосвязи между людьми имеют универсальный характер, то есть человек связан не только с теми, кто ее окружает, но и косвенно со всеми другими людьми на свете. Человеческая жизнь связано с обстоятельствами, в которых люди взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.

Всеобщность социального влияния

Социальное влияние — это сторона построения мира. Особенности этого построения определяются социально-психологической реальностью, оказывается через эффект социальности, разнообразие которого зависит от того, в каких группах явлений осуществляется воздействие. Этими группами явлений могут быть, во-первых, меняющиеся психические групповые образования, возникающие как отражение в определенных социальных ситуациях конктретного-исторических условий общества (социальное настроение, социальная мысль, революционность масс, социальный патриотизм, социальный оптимизм или пессимизм и др.). Во-вторых, это устойчивые явления массовой психики, образуются только в массах людей в результате их взаимодействия через механизмы психического заражения, подражания, внушения (слухи, сплетни, мода, паника и др.). В-третьих, это устойчивые психические образования, которые характеризуют социальный характер групп (больших — нация, класс; малых — производственная бригада, школьный коллектив). В-четвертых, к определенному типу социально-психологической реальности принадлежит также социальность поведения личности в ситуации группы.

Социально-психологическая реальность оказывается в различных феноменах, но суть всех этих феноменов связана с эффектом социальности психической деятельности. Давно замечено, что хотя все свойства психики человека социальные, но в социальном взаимодействии поведение человека не является, как тогда, когда человек один. В социальном взаимодействии поведение человека меняется.

Еще Платон утверждал, что один человек ведет себя рационально, а в толпе — она ​​жертва стадных инстинктов. Почему так? В античности сложилась концепция, в человеческом сообществе (группе, толпе) личность не проявляет лучших качеств, а наоборот. Человеческое сообщество стремится к более низкому уровню ее членов. Тем самым все могут участвовать в совместных действиях и чувствовать себя равными. Поэтому нет оснований говорить, что действия и мысли сводятся к «среднему», они вероятно на низшей отметины. Политический деятель Древних Афин Солон утверждал, что один отдельно взятый афинянин — это хитрая лиса, но когда афиняне собираются на народное собрание, уже имеешь дело с отар овец.

Римляне придумали поговорку: сенаторы — мужи очень достойные, а римский сенат — это паршивая животное. Так они определили контраст возможных положительных качеств каждого сенатора отдельно и безрассудство, неосмотрительность и моральную уязвимость, порочащих совместимы обсуждения на собрании, от которых зависели тогда мир или война в античном обществе.

Итак, социальность, проявляющееся в совместной поведении людей, имеет особое свойство, которое заключается в большой силе воздействия на отдельных индивидов, в автоматичности механизма ее действия, в его подсознании и молниеносности срабатывания.

Социальное влияние лежит в основе почти всех общественных процессов: пропаганды здорового образа жизни и экологической грамотности, имиджмейкеров в политике, специалистов по рекламе и маркетингу. От рождения до смерти человек находится в пространстве различных взаимодействий и отношений с другими людьми. Эти взаимодействия чрезвычайно многолики по своим целям, формам и условиям протекания. Так, люди могут взаимодействовать в парах или малых группах, непосредственно или опосредованно — через средства связи, массовые коммуникации, различные виды искусства.

Вступать в социальный контакт могут отдельные люди и целые народы, связь между партнерами может быть эмоциональным, деловым, социально-формальным. Профессионалами с «влияния» есть консультанты и психотерапевты, целью которых является изменение образа «Я» клиента. Сам человек может быть одновременно субъектом и объектом воздействия.

Например, в случае, когда она решает изменить свое поведение, образ жизни и др. через собственную самосознание.

Социальное влияние буквально пронизывает все человеческое бытие, он лежит в основе структуры всех жизненных явлений.Всеобщность социального воздействия является законом человеческих отношений, который действует с такой же необходимостью, как сила тяжести в физическом мире независимо от того, осознается это людьми. Поэтому освободиться от социального влияния, или не влиять на других, человеку невозможно.

Иногда человеку кажется, что она совершенно свободна от любого общественного влияния и его поведение осуществляется исключительно по собственному желанию и воле. Однако жить в обществе и быть свободным от него невозможно, даже когда человек отмежевалась от всех людей, потому что даже этот факт самоизоляции является результатом социального воздействия.

Иногда у человека создается впечатление, что она сама ни на кого не влияет, однако и это является иллюзией, потому что уже само ее присутствие среди других вносит изменения в среду обитания людей, которое, в свою очередь, детерминирует их поведение. Даже если человек остается наедине с собой, социальное влияние имеет место как отражение воображаемого или Интернализованная влияния окружающих.

Социальное влияние является всеобщим законом человеческого бытия. Подобно тому, как человек, являясь физическим телом, подчиняется закону всеобщего тяготения независимо от того, знает ли она об этом законе, не знает, так и в мире человеческих отношений человек подчиняется закону всеобщего социального воздействия независимо от того, что она об этом законе знает.

Между тем каждый человек, как живое существо, наделенное активностью, имеет свободу в своих действиях. Человек может свободно выбирать тот или иной вариант среди многих возможностей, которые предоставляются ей жизнью, чувствуя себя настоящим хозяином многих ситуаций: выбрать тот или иной вуз для образования, распорядиться досугом, составить меню для обеда, присутствовать на митинге или нет, проголосовать за определенного кандидата в парламент и многое другое.



Итак, человек свободен в своем выборе, однако поскольку она, как и другие люди, составляющей социального мира, она не в состоянии избежать влияния окружающих, что и определит ее решения. Более того, люди не всегда хотели бы избавиться от такого влияния, потому что они хотят быть вплетенными в ткань общего социального обмена, который формирует их личность, статус в обществе, наполняет жизнь смыслом. В процессе социального обмена личность, с одной стороны, становится объектом воздействия, а с другой, сама стремится оказать влияние на других.

Никто не будет отрицать, что мы имеем большую степень личного контроля над собственной жизнью. Но в таком случае, возникает вопрос: почему не всем людям удается достичь своих целей. Почему при многочисленные возможности выбора, многие люди хотят быть похожими друг на друга? Почему другим лицам удается ограничить наш выбор, определять направление наших действий даже тогда, когда мы «внутренне» с этим не согласны? Прежде чем ответить на эти вопросы, нужно определить само понятие социального воздействия.

Определение понятия «социального влияния»

О социальном влиянии говорилось еще во времена античности. Первые определения влияния в основном были сфокусированы на искусстве построения речи и ораторскому мастерству. В Древней Греции изучение влияния было связано с риторикой.Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия доверие к источнику влияния, апелляции к эмоциям и логику обоснования. Он также отмечал, что результативность воздействия возрастает, если он строится на общем почве субъекта и объекта воздействия, предполагает знание аудитории и ее представителей. Выдающийся оратор Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, художественная стилизация, содействие их запоминанию, их мастерское произнесения.

В дальнейшей истории внимание исследователей концентрируется на особенностях влияния как процесса. Белорусский социальный психолог В.А.Янчук попытался проанализировать определения влияния в современной психологической литературе.Он отмечает, что в работах зарубежных авторов 1970-х годов особенности влияния как процесса рассматриваются в различных аспектах. В частности, влияние определяется как осознанная попытка изменения мыслей и действий благодаря манипулированию мотивам человека; как коммуникация, направленная на изменение выбора; подчеркивается, что влияние реализуется только в взаемодияльности, кооперации между источником и адресатом; влияние определяется как создание состояния идентификации или ориентации между источником и адресатом, что происходит благодаря использованию символов;влияние рассматривается как любая коммуникация, направленная на изменение представлений, аттитюдив других людей [20,446].

Выдающийся зарубежный социальный психолог Эдди ван Авермат дает такое общее определение социального воздействия: «Социальное влияние — это воздействие одного человека (или людей) на поведение другого человека» [1,688]. Кроме определения в общем понимании он выделяет также понятие социального воздействия в узком смысле как изменение в мыслях, суждениях и установках личности, происходит в результате воздействия на нее взглядов других людей [1,545]. Примерно так же определяет понятие социального влияния Ф. Зимбардо. В частности, он отмечает, что: «Процесс социального воздействия предусматривает такое поведение одного человека, который имеет своим следствием — или целью — изменение того, как другой человек ведет себя, что чувствует или думает о некоторого стимула. В качестве стимула может выступать любая социально значимая проблема, продукт, действие »[6,16].

Итак, социальное влияние определяется исследователями этого феномена как воздействие на психику человека, поэтому это понятие нельзя отождествлять с понятием «социально-психологическое воздействие».

В соответствии с традициями деятельностной методологии отечественные исследователи в определении социального воздействия акцентируют внимание на его деятельностного аспекте. По мнению В.М. Куликова, психологическое воздействие по своей сути является «проникновение» одной личности (или группы лиц) в психику другого личности (или группы лиц). Целью и результатом этого «проникновение» является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.д.).

В.М. Куликов определяет понятие «влияние» через соотношение с понятием «действия». «Действие» направлена ​​на физический объект и выглядит как оперирование этим объектом. Психологическое воздействие имеет другую направленность: не в физический объект, а на индивидуальный или групповой субъект. Итак, если действие и деятельность в целом является субъект-объектными связями, то психологическое воздействие является субъект субъектным отношениями.

А.В. Петровский связывает психологическое воздействие с деятельностью людей, которые взаимосвязаны таким образом, что психологическое воздействие включается в коллективную деятельность людей и является одной из форм связей и отношений между ними. С одной стороны, психологическое воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой — от целей, задач и содержания психологического воздействия зависит деятельность людей.

П.Н. Шихирев определяет социальное влияние в широком смысле, как асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять действие в отношении другого, а в узком смысле — как изменение знаний, установок или эмоций человека, который может быть причинен действиями других людей. Он различает такие виды социально-психологического воздействия:

— Принуждение (основным средством давления — возможное наказание за отказ подчиниться);

— Вознаграждение (средство давления — вознаграждение за согласие подчиниться);

— Легитимное (обусловленное законом);

— Информационное и экспертное (обусловлено убеждением в компетенции источники социального воздействия);

— Референтное (обусловлено идентификацией объекта социального воздействия со субъектом) [19, 100]

А. Татенко определяет влияние как действие субъекта психической активности, вызывает нужную ему психическую активность другого субъекта психики, а именно: определенные ощущения, представления, воспоминания, мысли, чувства, отношение, волевые действия и т.д. [17].

В.А. Янчук считает, что для понимания воздействия является полезной идея создания и создания в процессе воздействия, которая заключается в определении взаимозависимости ее участников. Любое воздействие одновременно является Самовоздействие. Убеждающий влияние предполагает включение механизмов самоубеждение, внушения, самовнушения и т.д.Аспекты создания и самовоздействия важны для понимания сути и механизмов влияния как взаимовлияния.

Следовательно, проблемы социального влияния — это проблемы изменений, которые происходят в психике человека в результате воздействия на нее со стороны других людей, а также того, как происходят эти изменения, механизмы здесь срабатывают. Ведь социальное влияние — это давление на человека со стороны агента влияния, который осуществляется без каких-либо насильственных действий, без ограничений физической свободы действий, без какой-либо угрозы (прямой или косвенной) жизни или здоровью объекта воздействия. Объект воздействия свободно, добровольно принимает систему ценностных смыслов субъекта воздействия.

Социальное влияние является воздействием на психику человека. Это влияние осуществляется на основе законов человеческой психики и основывается на психологических особенностях человека, которые делают ее податливой к влиянию. К этим особенностям относятся, прежде всего, эмоционально мотивационная сфера личности, ее самосознание.

Неправильно было бы представлять социальное влияние в виде отдельных актов или разобщенных попыток людей влиять друг на друга. Социальное влияние действует на нас постоянно, потому что мы находимся в непрерывном потоке людей и взаимодействий. Все эти события, люди, ситуации, обстоятельства и т.д. образуют единое энергетическое поле социального влияния, в котором каждый индивид является одновременно субъектом и объектом воздействия. В рамках энергетического поля социального воздействия существует много разновидностей срабатывания его компонентов. Энергетические потенции, заложенные в самом механизме социально-психологического взаимовлияния, могут по-разному проявляться в различных социальных связях.

Преднамеренный и непреднамеренный влияние

Е. Сидоренко говорит о специфике двух разновидностей воздействия: преднамеренного (целенаправленного) и непреднамеренного (без какой-либо заранее поставленной цели). Она отмечает, что эти два вида воздействий отличаются спецификой детерминации. Если целенаправленное воздействие осуществляется для чего и имеет телеологическую обусловленность, то второй, не имеет цели — каузально, то есть осуществляется не для чего, а почему-то (причинно детерминированный) [14].

Нечаянный влияние осуществляется в ситуации, когда один человек просто воспринимает присутствие другого. Каждый человек ежедневно встречается с другими людьми в транспорте, на улице, спортивной площадке, не задумываясь над тем, кто именно находится в этих местах рядом с ней, однако каждый индивид помнит о существовании других. Это выражается в изменении поведения в присутствии других. Например, девочка, которая только что веселилась у себя дома, выходя на улицу, предоставляет себе серьезный вид, потому что она знает, что на улице присутствуют другие люди.

Известный социальный психолог М. Обозов выделяет два вида воздействий на человека в социальном пространстве:

1) возможен, или предполагаемый контакт, когда поведение человека меняется через догадку о присутствии индивидов в каком-то месте;

2) визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.

В психологии применяется термин «публичный эффект», сущность которого в том, что характеристики индивидуальной деятельности и поведения изменяются под влиянием пассивной присутствии других. Почему же простое присутствие других людей влияет на наше поведение?

В конце XIX в. американский психолог Норман трип Плет начал серию экспериментов с целью изучения влияния на действие индивида присутствии других людей. Суть экспериментов заключалась в том, чтобы выявить влияние ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста в сравнении с результатами, полученными в гонке один. Исследуемыми были дети.Двадцать детей из сорока испытуемых показали в соревновании более высокие результаты, десять — несколько улучшили их, в десяти наблюдалось даже ухудшение в связи с перевозбуждением.

В этих экспериментах выяснилось вопрос о том, действует индивид один лучше, чем в присутствии других, или, наоборот, стимулирует ли факт присутствия других эффективность деятельности каждого. Опираясь на эти наблюдения, исследователь сделал вывод, что присутствие других людей вызывает определенные изменения в деятельности индивида.

Свою гипотезу Трипплет проверил на другом эксперименте. Он просил детей, чтобы те, соревнуясь друг с другом, сматывали рыболовные катушки. После этого было сравнительно результаты, которые показали, что дети сматывали катушки быстрее в присутствии других детей. Этот эксперимент стал первой попыткой понять, как изменяется деятельность человека в присутствии других людей, причем не обязательно членов своей группы.

Позже различные модификации этого эксперимента заложили эмпирические основы для дальнейших исследований влияния на индивида присутствии других людей. Результаты этих исследований было интерпретировано как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида влияет само присутствие других людей, которые работают над той же задачей рядом. Каким образом присутствие других людей влияет на наше поведение?

Одним из первых на этот вопрос пытался ответить американский психолог Бибб Латанэ в своей теории социального толчка (1981). Он утверждает, что сила влияния других людей объясняется действием нескольких факторов:

• количеством людей;

• их пространственной близостью;

• их авторитетом и статусом.

Для иллюстрации совокупного действия этих факторов Латанэ использует аналогию с электролампочками. Так же, как количество света, падающего на поверхность, зависит от количества ламп, их близости к поверхности и мощности, социальное воздействие зависит от количества людей, их близости и степени влиятельности.

С увеличением числа людей, увеличивается и степень их влияния. Территориальная близость других людей тоже есть влиятельным фактором. Тоже самое можно сказать о роли в этом процессе авторитета, статуса людей, которые рядом с нами.Все эти факторы или по одиночке или вместе осуществляют на нас влияние. Однако это влияние бывает разный. Наблюдения показывают, что люди по-разному реагируют на внимание к себе со стороны окружающих. Одни в присутствии других чувствуют себя свободно, ведут себя уверенно, чувствуют вдохновения. Другие — наоборот: теряются, беспокоятся, испытывают дискомфорт. Какими бы ни были эти результаты, но понятно, что присутствие других людей влияет на наше поведение.

Флойд Олпорт, анализируя эти явления в 1920, назвал их «эффектом аудитории». Им было предложено сроки для определения двух противоположных эффектов: улучшение деятельности в присутствии других людей получило название социальной фасилитации (социального содействия). Обратное влияние, то есть ухудшение деятельности, было названо Олпортом социальной ингибицией (социальным торможением, сдерживанием). Сегодня эти понятия являются общепринятыми.

При каких условиях возникает социальная фасилитация, а при каких — ин гибиция? Эти вопросы и исследовали отдельные ученые.

Первое теоретическое объяснение эффекта аудитории было предложено Робертом Зайонк в 1965 году. Исходя из бихевиорист- ской формулы поведения (п = С-Р), Зайонк предположил, что присутствие других людей является для индивида сильным стимулом — источником общего возбуждения. В этом случае, когда человек знает, как и что нужно делать (особенно в случае, когда индивидом усвоена автоматическая реакция) и поэтому чувствует себя уверенно, то возбуждение, вызванное присутствием зрителей, улучшает ее деятельность. Причем усиление стимула (увеличение числа присутствующих) интенсифицирует эффект фасилитации. Однако когда реакция усвоена плохо, деятельность индивида ухудшается, поскольку реализации нужной, но плохо заученной, мешает доминирующая, хотя и не нужна.

Иначе говоря, наступает социальное торможения (ингибирование). Роберт Зайонк сделал вывод, что повышенная возбудимость способствует выполнению простых задач и ухудшает выполнение сложных. Эта гипотеза была подтвержденной почти в 300 эмпирических исследованиях с участием более чем 25 000 испытуемых.

Другой ученый, Николас Коттрелл, продолжая исследования эффекта аудитории (1972), объяснил данный феномен тем, что люди, которые заняты деятельностью в присутствии других людей (на людях), ожидают оценки со стороны зрителей и обеспокоены тем, как их оценят. Коттрелл и его сторонники привели немало доказательств того, что существуют различия между тем, как индивид воспринимает просто присутствие других людей, и тем, когда ожидает оценки со стороны других.

В дальнейшем эффект аудитории было объяснено теорией конфликта внимания, которое в 1986 году выдвинул Роберт Бэрон.Ученый утверждает, что зрители выступают как стимулирующим, так и тормозящим фактором деятельности человека по многим причинам, включая и ту, что назвал Зайонк. Действительно, утверждает Бэрон, присутствие других является источником возбуждения. Но прежде, чем возбуждение возникнет, присутствие других, как отвлекающий фактор, вызовет конфликт внимания у занятого своим делом индивида.

О социальном влиянии нельзя говорить абстрактно, он осуществляется по-разному в разной среде взаимодействия. Различия между этими средами могут определяться, например, тем, насколько оно индивидуализированным, или на кого направлено воздействие: на индивида или на широкую аудиторию.

В связи с этими особенностями можно выделить различные виды социального воздействия, которые характеризуются особыми средствами и психологическими механизмами их срабатывания. В частности, это такие виды социального воздействия, как социальное влияние в специально созданной среде убеждения и социальное влияние в среде, созданной средствами массовой информации.



(Visited 799 times, 1 visits today)