Откуда морские львы в Свислочи?

Тайны неизвестного цирка.

Загадки никогда не лежат на поверхности, до них нужно идти извилистым путем. Поэтому впервые в жизни я попадаю в одну из самых любимых заведений детей и взрослых не с парадного, а со служебного входа. Меня встречает женщина, у которой гордая фигура, поставленный голос и макияж красавицы немого кино начала прошлого века выдают театральную актрису. Отмечаю, что почти не ошиблась, когда узнаю: передо мной — артистка цирка, воздушная гимнастка, лауреат специальной премии Президента и обладательница медали Франциска Скорины Анастасия ТУМАНОВА. Как у себя дома, она проводит меня по запутанных цирковых коридорам и лестницам, показывает то, чего обычный зритель никогда не увидит…

Элементы костюма из номера «Мастер масок» — теперь тоже экспонаты.

В поисках места для арены

— Цирк в знакомом нам виде впервые на белорусские земли привез немецкий князь Голенберг в 1850 году. Это был балаганчик, который стоял в имении князя в местечке Дукора, — начинает рассказ Анастасия Николаевна в музее Белгосцирка.

Среди других экспонатов здесь есть прошение о строительстве в Минске первого стационарного здания цирка, которое в 1884 году подали властям известные цирковые артисты братья Нікіціны. Прошение удовлетворили, и они начали строительство.

Первый минский цирк, который стоял на Соборной площади (сейчас площадь Свободы, между ратушей и Академией музыки), был деревянный, в нем могли разместиться 800 зрителей. Однако простоял здесь здание недолго. По одной из версий, он был высшим за кресты церквей, что в те времена было недопустимо и вызвало нарекания духовенства и прихожан, однако, скорее всего, причина была не совсем в этом. Дело в том, что цирковой народ высмеивал в том числе и духовенства, поэтому городские власти посчитали необходимым перенести здание подальше от святынь.

Правда, «уехал» из аседлага место он не сразу. В 1885 году в Минск со своей программой приехал Стыпіенэ Чынізэлі, который был, как бы мы сейчас сказали, цирковой «мегазвездой» того времени. В музее до сих пор хранится афиша о его приезде. Кстати, уникальна она еще тем, что на ней изображено все, что вошло в программу того далекого зрелище в позапрошлом веке. Благодаря афише также можно узнать, что все номера тогдашнего цирка были… конными. В общем, все в цирке идет, так сказать, «от коня»: на какой бы арене мира вы не оказались, повсюду классический манеж будет в диаметре составлять 13 метров. Именно таким должен быть минимальный метраж, при котором лошадь по кругу может развить свою максимальную скорость — галоп.



Но вернемся к Чынізэлі. Мировая достопримечательность упросил городского губернатора повременить с переносом единственного в городе цирка. Уступка была сделана, однако в конце 1885 года здание с площади все же приняли. В результате ему пришлось несколько раз сменить свое местоположение: в свое время цирк стоял и возле оперного театра, где сейчас корпуса бывшей второй городской больницы, позже — в районе Комаровских полей (сейчас здесь центральный столичный рынок, а тогда — предместье города).

Наконец цирк оказался в своем более-менее постоянном месте — в Городском саду (ныне парк Горького), на той стороне набережной, где сейчас располагается памятник писателю, только метров 150 вверх от него. Учреждение стало называться летнем паўстацыянарам — зимой спектакли там не проводились, так как было холодно, а помещения не отапливались. Новое здание также был деревянный, но имел уже 1200 мест. Есть фотография того цирка: над входом в шатер огромными буквами написано «Гладильщиков». Николай Гладзільшчыкаў был первым русским дрессировщиком-укротителем, и таким образом цирк рекламировал артиста, который приехал на гастроли.

В 1930 году цирк реконструировали. Через пять лет его директором стал Борис Кабішчар, который еще до войны получил звание заслуженного деятеля искусств БССР и орден «Знак Почета».

Старые афиши — гордость музея.

…Очередная премьера в цирке была назначена на 22 июня 1941 года. Кто же знал, что в этот день начнется война? Руководство было в растерянности: давать премьеру или нет? В Минск со своими джигитами приехал знаменитый наездник Алибек Кантэміраў. Экзотических морских львов привезла Ирина Сидоркина. Билеты раскупили мгновенно, прошла генеральная репетиция… Чтобы не подводить зрителя, представление все же решили провести. А в ночь с 23 на 24 июня во время налета фашистской авиации в здание цирка попала бомба. Начался страшный пожар, артисты бросились спасать своих животных. А что было делать Ирине Сідоркінай с ее морскими львами? Вместе со своим отцом она приняла решение согнать питомцев в… Свислочь. При помощи команд их стали направлять к реке, но рядом взрывались бомбы, и испуганные звери поворачивали назад до горящего здания… Только через некоторое время кому-то пришла идея заматаць морским львам ласты и тем самым лишить их возможности двигаться. Так и сделали, и перенесли животных в воду на руках.

— Хочется верить, что таким образом их спасли, ведь через определенное время наших животных видели в водах Днепра, — добавляет Анастасия Туманова.

Поверить в это, конечно, сложно, но ведь бывает, что чудеса случаются…

В войну шапито в Городском саду было разрушено. Однако в 1946 году все тот же директор Борис Кабішчар вернулся в Минск и восстановил цирк на прежнем месте, где он простоял до 1958 года. Это был цирк-шапито на 1200 мест, подаренный нашей столицы городом Орлом. В качестве гонорара в Орел отправили канистру лучшего хлебного самогона и сало в четыре пальца толщиной — неслыханная роскошь для послевоенного времени…

Вскоре после войны правительство СССР приняло решение о строительстве в стране 20 цирков: по одному в столицах союзных республик и еще пять — в отдаленных городах России. Примечательно, что первым стали строить цирк в Минске. Из всех проектов предпочли работе архитектора Владимира Жукова. Именно он придумал «ноу-хау»: купол минского цирка имеет 42 метра в диаметре, и это единственный из всех куполов бывших советских цирков, который не поддерживается дополнительными колоннами.

Выбор площадки для строительства превратился в настоящую проблему. Сначала власти решили строить цирк на окраине города в Заводском районе. И только благодаря усилиям знаменитой певицы оперного театра Ларисы Александровской, которая дружила с Борисом Кабішчарам, решение изменили.

Строительство цирка было завершено в 1958 году, но свой день рождения он отмечает с дня, когда принял первого зрителя. Здание сдали в эксплуатацию к 40-летию БССР 31 января 1959 года, а первая премьера в нем состоялась 11 февраля. Цирк так спешили сдать к знаменательной дате, что не успели достроить цветной фонтанчик на его куполе. Вместо него во время открытия молодой акробат Бирюков у всех на глазах залез на самую верхушку купола и делал там без страховки немыслимые трюки: стойки на одной руке, сальто-мортале, акрабатычная экзерсісы… Еще одна особенность этого дня была в том, что в первом показе приняли участие Алибек Кантэміраў и Ирина Сидоркина — те самые артисты, которые давали премьеру в день нападения фашистов.

— Это афиша нашего открытия, она самая ценная для нас, — показывает Анастасия Туманова на пожелтевший прямоугольник бумаги, что висит по центру стены в цирковом музее.

В отличии от современных пестрых плакатов, на которых даже не сразу можно все разобрать, на этом — все лаконично. Советская символика, белорусский орнамент и надпись по-белорусски: «11 февраля 1959 года — открытие нового цирка».

Год открытия цирка принес не только радость, но и горе. Во время одной из репетиций, сидя в зрительном зале, умер директор. В память о Бориса Ефимовича объявили двухнедельную траур. По единодушному решению коллектива сезон закрыли. Новый начался в сентябре того же года.

Тогда на всем советском пространстве можно было насчитать более сотни цирков (включая деревянные). Интересно, что артисты, которые ездили с гастролями, негласно определили для себя четыре «лидеры» среди них: это центральные цирки в Москве и Петербурге, а также в Киеве и Минске.

Отдельный уголок в музее посвященного наградам артистов.

Город под манежамі

В музее цирка много интересных исторических фотографий и документов. Кроме того — статуэтки и изображения клоунов, костюмы артистов и, конечно же, награды. Правда, только за последние 15 лет, хотя Белгосцирке в этом году — 56. Дело в том, что до 2000 года наш цирк считался прокатном. И только 15 лет назад здесь сложился постоянный коллектив артистов, которые ездят по самых престижных фестивалях мира и привозят оттуда призы. Среди них, например, награда из самого древнего в мире циркового фестиваля в Монте-Карло, который проходит под патронажем королевской семьи.

Одна из самых интересных загадок современного минского цирка, благодаря которой он считается одним из самых лучших в мире, скрывается (во всех смыслах) в манеже. Точнее, в манежах. Их в нашем цирке пять, и таким количеством не может похвастаться ни одно подобное учреждение. Все дополнительные манеже находятся в шахте под основным и при помощи специальных поршней меняются. А по обеим сторонам этой шахты — четыре полноценные технические этажи, на которых располагаются даже номера для проживания иностранных артистов… Целый самодостаточный цирковой город!

А внизу под ним — еще один «город», только для… животных. Для них здесь есть и душевые, и помещения, где хранятся корма и сена… В вольерах живут и, кажется, неплохо себя чувствуют лошади, любопытные ламы и даже верблюды. Кстати, один из них родился прямо в нашем цирке, и назвали его в честь столицы — Минск.

Диана СЕРЕДЮК

Фото автора

Теги: Диана Середюк



(Visited 88 times, 1 visits today)