Принятие решения и тип задания

Одним из важных параметров принятия эффективного решения является тип задача, которую решает группа. Американский социальный психолог Айвен Стейкер показывает, что нужно выделять раздельные и унитарные задачи.

Раздельные задачи можно разбить на несколько подзадач и определить для каждого члена группы свое подзадачи, тогда как для унитарных задач такое разделение труда невозможен. Качество группового решения будет зависеть от того, насколько правильно и точно распределены задания между членами группы. Если электричество назначить ответственным за водопровод, а водопроводчика — по электрификации, неизбежно возникнут проблемы.



Ключ к решению проблемы в унитарных задачах том, как сочетаются усилия всех членов группы в общей работе, направленной на достижение цели. То, каким образом вклад каждого индивидуума входит в общий результат, зависит от типа унитарного задачи.

Аддитивное задания (от. Лат. Addito — увеличение, придания) — это задача, которая предусматривает, что все члены группы выполняют примерно одинаковую работу, и общий результат является суммой взносов всех участников, как, например, общее количество шума, который создает группа поддержки на стадионе.

Но в ситуации такого типа, скорее всего, возникнет явление социального расслабления. Следовательно, может случиться, что группа из четырех человек, которые выполняют аддитивное задачи, справиться с ней хуже, чем четыре человека, которые будут работать в одиночку.

При выполнении конъюнктивные (от лат conjunctivas — соединительных) задачи результат деятельности группы зависит от способностей наименее подготовленного члена группы или «слабого звена в цепи». Например, команда альпинистов может лезть в гору только с такой скоростью, с которой может идти слабый член команды. Если задача относится к ряду конъюнктивные, то результаты отдельных людей обычно превосходят результаты группы, поскольку слабый ее член снижает качество работы группы до своего уровня.

Более распространенным типом групповых задач является дизъюнктивное (от лат. Disjunctias — раздельный) задачи, когда результат работы группы определяется тем, как хорошо справится с делом сильный член группы. Например, если в группе есть хотя бы один математик, который знает, как решить математическую задачу, то он поделится своими знаниями с другими, которые решают такую ​​же задачу, поднимая качество работы других до своего уровня.

Такая стратегия будет более успешной, чем ориентация на тех членов группы, которые знают очень мало о том, как решать проблему. Однако, такого состояния не всегда можно легко достичь. Группа, которая работает над дизъюнктивным задачей, добьется хорошего результата, если самый талантливый из ее членов сможет убедить других в своей правоте. А это не так просто.



(Visited 81 times, 1 visits today)