Театр выходит на пространство

«А то, что у вас на столе книги Ленина и Сталина лежат, — это сознательное решение или случайность?» — спрашивает у режиссера Елены Сілуцінай критик Татьяна Артимович. Кому-то вопрос кажется пустяковым, однако на самом деле значение имеет все: и удостоверение награжденного посмертно капитана по правую руку, и приспособление для штамповки фальшивых акцизов по левую, и несколько книг из собраний сочинений непосредственно перед глазами. Театр выходит за пределы сцены, превращая реальность в декорацию. В Минске устроили чтении пьес в музее, школьном дворе и компьютерном клубе.

Вышли из зала

Вы выпраўляецеся в театр, а попадаете на заброшенный завод. Идете смотреть спектакль, однако надзяваеце наушники и рассматриваете памятники на кладбище. Жанр sіte-specіfіc, когда театральное действие оставляет привычную пространство и выходить куда угодно, набирает все большую популярность в мире. Белорусская театральная пространство такими экспериментами зрителей пока что не слишком-то жалует — подобные спектакли можно пересчитать по пальцам. Повлиять на положение и вывести театр в люди попытались Центр белорусской драматургии и Центр современных искусств, организовав проект «Драма Lіve». В рамках этого проекта с апреля по июнь три пьесы современных белорусских драматургов были прочитаны за пределами театрального зала.

Или милиционеры читают Маркеса?

На этот и другие мировоззренческие, а иногда и провокационные вопросы попытался найти ответ драматург Виталий Королев в своем тексте «Участковые, Преодолевая противодействие». Режиссер Елена Сілуціна совместно с Центром белорусской драматургии еще до проведения «Драма Lіve» устроили несколько чтений «Участковых…» в пространстве обычной жилой квартире одного из домов знаменитой Асмалоўкі. Однако для чтения в рамках проекта была выбрана другая локация — Центральный музей внутренних войск МВД Республики Беларусь. Среди экспозиции оружия, забранной у злоумышленников; фотографий с места преступления; протоколов и других интересных в своей жахлівасці предметов перед зрителями развернулась драма двух участковых инспекторов.



Ни одна школа, в которую обращались организаторы проекта, не согласилась предоставить помещение для чтения пьесы Алексея Макейчыка «Стыд» (режиссер Александр Марченко). Возможно, причиной тому стала острая социальность текста, где образ учителя не исключительно положительный, а проблемы учеников иногда решаются с помощью Уголовного кодекса. Замечу, что читать пьесу собирались не ученикам, а аудитории 18+. Чтение, в конце концов, организовали в импровизированном классе на открытом воздухе — зрителей рассадили за парты во внутреннем дворике Центра современных искусств.

Действие пьесы Андрея Иванова «Это все она» (режиссер Андрей Иванов) разворачивается в двух параллельных мирах. Реальном, где мать и сын-подросток не могут найти общего языка после того, как трагически ушел из жизни отец. И виртуальным, где мать примеряет на себя маску девушки-школьницы и налаживает коммуникацию через социальные сети. Прочитали эту пьесу в интернет-клубе Devіlmіce.

Нечего сообщать — чувствуйте

О чем думается после квэсту по трех чтениях? За освоением нового пространства скрыто очень важная тенденция современного театрального процесса: театр выходит из зоны посыла, ведь не может сообщить нам что-то новое, такое, чего бы мы не знали. Театр не стремится рассказать историю о том, как следует прожить жизнь, но стремится заставить нас что-то почувствовать и пережить. Дезориентирует нас в пределах искусства и реальной жизни, когда мы, например, пытаемся понять: стопка книг с произведениями Ленина — художественное решение или случайность? Это на самом деле очень важно, и не столько из-за результата, сколько из-за процесса поиска границы реальности. Процесс переживания этой дезориентации зрителями сегодня и есть одна из целей создателей спектакля.

Современный театр много работает с нашем подсознательном. Определенная организация пространства и действия должен вытащить комплект уникальных ассоциаций из сознания и подсознания каждого зрителя. Взрослый человек садится за парту, чтобы послушать пьесу, но это действие вызывает в нем гораздо больше личных воспоминаний и ассоциаций, чем изначально закладывали создатели спектакля. Так большинство из нас видеть кошмары про сдачу экзаменов, однако у каждого это свой сон. Возникновения во время просмотра спектакля этого «эффекта своего сна» и добивается от зрителя современный театр.

Первый «Драма Lіve» (организаторы обещают продолжать чтении в рамках проекта и в следующем театральном сезоне) осваивал достаточно изолированные пространства: музей, внутренний дворик, комната интернет-клуба. Идея с читкой пьесы Павла Пряжко «Карина и Дрон» в одном из торговых центров, к сожалению, осталась нереализованной (этот пример и выше упомянутый со школьным помещением, кстати, демонстрируют, как трудно бывает сегодня театру добиться столкновения с реальностью в любой степени). Однако степень столкновения театра и реальности — одно из самых важных вопросов современного театрального процесса. На мой взгляд, вектор развития «Драма Lіve» заметен: это поэтапные шаги к уровню сосуществования с реальностью, который, например, образцово демонстрирует в своем проекте «Remote X» (где Х — это название города, в котором создают спектакль) немецко-швейцарская театральная группа Rіmіnі Protokoll. «Remote X» созданы уже более чем в десятке городов разных стран (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге). Группа людей в наушниках выходит на настоящие городские улицы, где происходит повседневная городская жизнь. Зрители и одновременно участники спектакля, которых ведет искусственный голос из наушников, начинают осваивать городское пространство и выполнять определенные действия, подобные к флешмобов (танцы на улицах, акция протеста против невесть чего со случайными предметами в руках), тем самым провоцируя реакцию городского пространства и горожан на свои действия.

Проект «Драма Lіve», несмотря на определенные недостатки взаимодействия текста, театрального действия и пространства (что допустимо для экспериментальной работы, которая прежде всего ориентирована на постижение процесса, технологии, способа), кажется мне одной из самых знаковых событий театрального сезона 2014/2015 (однако пока что без претензии на программное высказывание или манифест), ибо совсем по-новому осмысливает категорию пространства в театре. И дает возможность каждому зрителю осмыслить свою новую роль в театре.

Елена Мальчевская

malcheuskaya@zvіazda.by

Теги: Елена Мальчевская



(Visited 43 times, 1 visits today)