Вечная молодость «русалки»

В десятый раз в деревне Загалле Любанского района провели возрожден древний обряд Русалле. По традиции он отмечается в воскресенье после Троицы — в конце Воспроизводимого, или Русальной недели. Энтузиастами сохранения фольклорного наследия любанского края, которые изучали свидетельства старожилов-носителей, по сути возрожден уникальный обряд, что бытовал на северной границе Полесья еще 70-100 лет назад. И в наше время есть прекрасная возможность посмотреть (а лучше поучаствовать) в фантастическом игрища, которое устраивали наши пращуры, чтобы Русалки — эти красивые мистические существа, не выходили из рек и озер, не чинили людям вреда, не наведывались в деревни, не играли по полях и не завивать сделал колосья.



На праздник в Загалле приехали участники художественной самодеятельности соседних деревень — Сосен, Палічына, Малых Гарадзячыц, чтобы делать обход улиц во главе с девушкой в венке — «русалкой», водить кагароды, выбирать главную героиню праздника и проводить ее за деревню на речку. А еще жарить на костре яичницу и угощать ею сельчан.

— Мы делаем весь обряд — от начала и до конца, как делали наши предки, не упуская интересных, важных абрадных нюансов, — говорит художественный руководитель Загальскага Дома культуры Надежда Быченок. — Несмотря на то, что мы живем в другое время и в другом пространственном измерении, в других обстоятельствах, все равно хотим, чтобы каждый участник чувствовал себя ответственным за сохранение самобытной традиции, ее полноценным продолжателем.

Проведу русалку до бора,

А сама вернусь до дому.

Проведу русалку до предела,

А сама вернусь к середине прошлого века…

Сначала группы идут по улицам, с песнями обходят дворы, будто забирают все плохое из деревни — споры, ссоры, доносы, сглаз, идут на выгон. Там встречаются с другими группами, водят хороводы вокруг своих «русалачак». Здесь и проходит основное абраднае действо. По традиции подготовленный «колодец» для костра, в которое девушки бросают венки. Только четыре деревенские красавицы остаются в своих венках — они соревнуются за право быть в роли главной русалки. Показывают свое умение красиво танцевать, высоко и далеко бросать венки — чтобы их схватили ребята-кавалеры, лить воду в кувшинчик, который держит завадарка игрище Моя — древняя богиня Весны. Она и определяет красавицу-победительницу, которую поведут на поле, за деревню. На этот раз главной «русалкой» выбрали 16-летнюю Ирину Заяц из деревни Палічын. Школьница уже четвертый раз участвует в Русаллі.

— Мне этот обряд очень нравится, — говорит счастливая «русалка». — Тем более что в других местах такого не увидишь, не почувствуешь, дыхание веков и таких песен больше не услышишь.

В деревне Загалле хорошая новость — «русалку» проводили до реки: деревенские подростки «угнали» ее далеко, чтобы больше не приходила к селению. Поплыли по воде русалчыны венки! Это кульминация загальскага Русалля.

— Обряд показывает, как наши предки искали взаимопонимание с силами природы, они иногда не могли объяснить всех явлений и своими песнями и играми настраивали хорошо к себе маму-природу, — говорит идейный вдохновитель восстановления обрядов и обычаев на Любанщине, заведующий отделом районного Центра культуры Сергей Выскварка.

По завершении обряда участники обязательно поют традиционную русальную песню:

Ой, яблонька наша, Боже милый!

Доколе ты стояла?

Ой, девочка наша, Боже милый!

Доколе ты играла?..

Анатолий Клещук.

Фото автора.

Любанский район

 

 



(Visited 47 times, 1 visits today)