Социальное влияние группы на индивида

В мире проживает около 6 млрд. Отдельных индивидов, которые в процессе своей жизнедеятельности объединяются в различные группировки, которых насчитывается очень много, и все они разные. Существует около 200 национально-государственных объединений, 4 млн. Общин в разных населенных пунктах, 20 млн экономических организаций и сотни миллионов других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или свидание влюбленных. Иногда группы — это просто люди, которые находятся рядом.

Как же эти группы влияют на своих членов? Можно считать группу над индивидуальным феноменом, который является фактором влияния на индивидов, независимо от ее членов, и если да, то каким образом это происходит и с какими последствиями? Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — это важный вопрос не только социальной психологии, но и социологии. В социальном аспекте группы выделяются и исследуются с точки зрения места, которое они занимают в системе общественных отношений, как средоточие этих отношений.

Для социально-психологического подхода характерно другой аспект исследования групп. Группа рассматривается с точки зрения значимости ее для индивида. Социально-психологический анализ группы предусматривает определение таких ее характеристик, которые значимы для человека в психологическом плане; определение норм, ценностей и других особенностей группы, которые формируют и обусловливают сознание и поведение человека.

Существование различных объединений, групп и их влияние на психику отдельного человека — это объективный результат исторического развития человеческой цивилизации. Они объективно существуют независимо от отношений представителей той или иной науки, которая исследует эти объединения. Факт влияния этих объединений на индивидуума неодинаково осознавалась и оценивался мыслителями разных эпох. Социальная психология только в последние полтора века присоединилась к наукам, которые имеют свой специфический интерес в изучении человеческих сообществ и объединений.

Общение в контексте конкретной группы, личностные изменения, происходящие под влиянием социального окружения, сама группа как субъект целенаправленной активности — это наиболее значимый смысл социальной психологии как научной дисциплины.

Общая характеристика социальной группы

Кажется, что ответ на вопрос, что такое группа, является разумеющейся. В бытовой речи это понятие используется, чтобы определить достаточно устойчивую совокупность индивидов, связанных единой целью, задачей, общим интересом. С точки зрения данного определения, группа может рассматриваться как любая совокупность людей, включенных в последовательную координационную деятельность, сознательно или подсознательно подчинена какой-либо общей цели, достижение которой принесет участникам определенное удовольствие.

По научному определению понятия группа, то существуют различные его варианты в зависимости от научной парадигмы, в которой оно используется. Например, специалист по групповой динамики Марвин Шоу утверждает, что все группы имеют такую ​​общий признак как взаимодействие их членов. Он определяет группу как сообщество, состоящее из двух или более взаимодействующих и взаимовлияющие друг на друга индивидов. Австрийский социальный психолог Джон Тернер считает главной характеристикой группы чувства «мы» и «они».

История научного изучения социальных групп насчитывает почти полтора века. Значительное количество авторов разной теоретической ориентации занималась исследованиями в этой области. Понятие «социальная группа» имеет давнюю традицию разработки и его применение как в западной, так и в отечественной науках.

Понятие группы входит в активный лексикон каждого социального психолога. Именно выделение группы как предмета исследования способствовало тому, что социальная психология изменилась как молодая, но полноценная гуманитарная дисциплина.

А.И. Донцов определяет социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, исторически связана общностью ценностей, целей, средств и условий социальной жизнедеятельности. Совместная деятельность членов группы большинством отечественных авторов рассматривается как важный фактор функционирования и развития социальной группы (М. Андреева, В.В. Абраменкова, М.Н. Корнев и др.). Совместная деятельность, ее характер и содержание определяют те отношения, которые возникают и развиваются между членами группы на всех уровнях.

Основными характеристиками совместной деятельности являются:

— Присутствие ее участников в одном пространстве и времени, что дает возможность общаться, обмениваться действиями, информацией, отношениями;

— Наличие единой цели — предполагаемого результата, что отвечает общим интересам и способствует реализации потребностей каждого из участников группового процесса;

— Распределение функций и ролей между участниками совместной деятельности, который обусловлен характером самой деятельности и необходимостью целенаправленного управления ее активностью.

Этими психологическими характеристиками совместной деятельности определяются свойства и особенности социальной группы. Итак, можно сказать, что социальные группы — это объединение из двух или более людей, которые взаимодействуют друг с другом и зависят друг от друга.

К. Левин дает такое определение группы:

— Группа является целое, которое существует в большом социальном «поле» с многими перекрестными динамическими связями;



— Группа является несколько больше, чем сумма ее членов, она имеет свою собственную структуру и свои цели;

— Критерий определения группы является взаимозависимость ее членов;

— Группа является «динамическим целым», изменение в любой ее части приводит к изменению целого;

— Каждый член группы существует в социальном поле, в котором все индивидуальные проблемы напрямую связаны с групповыми;

— Каждая группа имеет определенные структурные (тип организации, уровень единства и дифференциации частей) и динамические свойства (групповые цели, групповая идеология, которая представлена ​​системой ценностей).

Существуют различные классификации социальных групп в зависимости от принципов, на основе которых они построены.Американский исследователь Юбенк выделил семь различных принципов, которые могут быть основой такой классификации: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, тип контактов в группе и др. Основой классификации групп могут быть также и другие факторы, в частности: продолжительность существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней.

Так или иначе общим признаком всех предложенных классификаций является форма жизнедеятельности группы. М. Андреева считает, что если исходить из того, что группа является субъектом социальной деятельности, то принципы классификации групп будут другими. Основой такой классификации должна быть социологическая классификация групп в соответствии с их места в системе общественных отношений. По своей численности являются группы малые и большие.

Численность группы как фактор влияния на ее членов

В отечественной традиции большое внимание в дифференциации типологии социальных сообществ уделяется принципу численности людей, которые составляют эти группы (Б.Ф. Поршнев, Б.А. Грушин, Б.Д. Парыгин, Л. Почебут, В.А. Чикер и др.) Численность рассматривается детерминирующей характеристикой группы, что приводит такие ее качества как контакт между людьми, структуру группы, поведенческой е особенности (членство в группе), взаимосвязи в процессе трудовой деятельности. Традиционно выделяется три типа групп:

— Малая группа — малочисленная община, в которой люди находятся в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

— Средняя группа — относительно многочисленная община, в которой люди взаимодействуют опосредованно;

— Большая группа — многочисленная сообщество людей, которые находятся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Социально-психологические явления и процессы существенно различаются в зависимости от численности людей в группе, ведь группа — это не просто совокупность индивидов, а целостная система взаемодияльности людей. Сущность малой группы определяется не конкретным числом людей, а тем, чтобы у каждого члена группы сложилось представление о других членах группы как личностей.

Сущность средней группы обусловлена ​​системой взаимосвязанных функциональных отношений. Средняя группа как целостная система не сможет нормально функционировать, если окажется сбой хотя бы в одном из ее элементов. Представление каждого члена средней группы базируется на знаниях функций, обязанностей, ролей, статусов других групп. В средней группе не является обязательным знакомство друг с другом как личностями. Средние группы в реальной жизни оформлены в виде организаций, учреждений, фирм, корпораций и др.

В большой группе люди естественно не могут знать друг друга лично. Взаемодияльнисть их опирается на социальную структуру общества, гражданские институты, средства массовой информации, культурные особенности. Классификация больших социальных групп с описанием их особенностей предложил в 1979 году В.Е. Семенов. К больших социальных групп он отнес таких их семь разновидностей: классы и слои, нации и этнические группы, социально демографические группы, территориально-региональные группы, массовые политические и гражданские организации, аудитории различных средств массовой информации, участники массовых мероприятий типа митингов и демонстраций, массовые неорганизованные образования типа толпы.

Количественный состав группы, принципы, на основе которых построена группа, длительность ее существования и другие признаки обусловливают социально-психологические характеристики группы как системного образованием. Зависимости от этих характеристик влияние группы на личность является разным.

Что заставляет людей объединяться в группы? Вступая во взаимоотношения с другими, люди удовлетворяют несколько основных человеческих потребностей, которые настолько глубинными, что можно даже утверждать, что у человека есть врожденная потребность принадлежать к социальной группе. В нашем эволюционном прошлом установления связей между людьми было очень существенным для выживания. Когда люди объединялись друг с другом, им было легче охотиться и выращивать пищевые растения, находить партнеров и заботиться о детях. В результате потребность в принадлежности стала врожденной и существует в любом обществе.

Членство в социальной группе имеет также ряд других преимуществ. Другие люди могут быть источником информации, помогая решать сомнения относительно характера социальной ситуации. Группа становится также существенной частью идентичности человека, помогая ей определиться относительно того, кто она такая (свидетельство тому — большое количество людей, носящих определенные атрибуты, которые свидетельствуют о принадлежности к определенной группе, например, футболки с изображением своей любимой группы).

Группы также участвуют в формировании социальных норм, то есть определенные правила, определяющие, какое поведение будет кстати. Итак, группа — это такая реальность, благодаря которой человек удовлетворяет многие свои потребности. В одной из своих работ известный исследователь групп Курт Левин ставит вопрос: «Что значит группа для человека?» И отвечает на него так: 1) группа — почва для функционирования личности; 2) группа — средство для реализации целей; 3) человек является частью группы, носителем ее идей; 4) группа — жизненное пространство для человека.

Группа — это не просто взаимодействие ее членов, это специфическое социально-психологическое явление, которое образуется в результате этого взаимодействия, это нечто большее, чем одновременное выполнение несколькими индивидами совместной деятельности. Феномен группы, существующие над ее членами, осуществляет на них влияние.

Для социальной психологии словосочетание «человек в группе» и «человек как член группы» выступают как синонимы: изучать человека в группе — значит рассматривать ее как члена группы. Человек как член группы — только одна из ипостасей самореализации и самовыражения человека, но очень важная, в ней человек проживает значительную часть своего личного времени. По поводу этого К. Левин отметил, что социальный климат, в котором живет ребенок, является важным для ее развития так же, как воздух, которым он дышит.

Группа, к которой она принадлежит — это почва, на которой она будет взрослеть. Ее отношение к группе и ее статус в ней — наиболее важные факторы, обеспечивающие чувство безопасности. Неудивительно, что и группа, частью которой является человек, и культура, в которой он живет, в значительной степени детерминируют ее поведение и характер. Другими словами, они в значительной степени определяют ее личный стиль жизни, направленность и продуктивность ее планов.

В работах таких европейских психологов ХХ в., Как М. Шерииф (пятидесятые гг.), Г. Тэджфел (80-е гг.), Дж. Тернер (девяностые гг.) Человек в группе — одна из ипостасей ее существование. Она возникает на основе самоидентификации человека с нормами и ценностями своей группы. Когнитивной основой становления этой формы человеческого бытия является процесс, который определяется Дж. Тернером как самокатего- ризации (соотнесение себя с определенной социальной категории в противовес другой социальной категории).

Существует три уровня категоризации: выше — как человеческого существа в отличие от других форм жизни и не жизни; промежуточный — как члена некоторых социальных групп в противовес другим социальным группам; ниже — как существа, уникально отличаются от других человеческих существ (и своей, и чужой группы).

Группа помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию. Человек не может находиться вне каких-либо групп долгое время. Вне общества, вне группы себе подобных она деградирует, теряет способности общения, взаемодияльности.Прототип Робинзона Крузо (Даниеля Дедне) — моряк А. Селкир после длительного пребывания на необитаемом острове так и не смог, вернувшись домой, стать снова полноценным членом общества: он искал одиночества, жил в глухом углу усадьбы своего отца и довольно скоро умер.

К сожалению, для человека свободный и широкий выбор группы не всегда возможно. Поэтому мы всю жизнь ищем наиболее подходящую для нас сообщество, выбираем те или иные группы, адаптируемся к ним, утверждаемся в той или иной роли, боремся за из- ния статуса, ищем компромисс между требованиями группы и собственными принципами.

По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если она обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный ею статус соответствует ожиданиям лица, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональной, социальной, культурной, физическом и т.д.). Если этого не наблюдается, возможно деградация личности, искривление развития, конфликт между личностью и группой. Особенно это важно для личности, которая находится на сенситивной стадии развития, связанной с удовлетворением потребностей в уважении и самореализации.

Негативное влияние группы на личность может проявляться в способности группы подчинять себе человека, заставить ее совершать действия, которые противоречат его собственным убеждениям, но это будет происходить в том случае, когда пребывание в ней человека более ценным, чем сохранение собственных моральных принципов или если выход из группы ставит под угрозу здоровье, жизнь.

Итак, основными признаками группы являются: совместная деятельность (ее содержание и характер); цели и задачи этой деятельности; определенный тип отношений между индивидами, которые составляются на основе взаемодияльно- сти; принятые в группе нормы и правила, которые бы соответствовали этим отношениям; осознание членами группы своей принадлежности к ней («мы-чувство»); наличие групповых атрибутов (название, символы, числа), которые свидетельствуют это «мы-чувства»; внешняя и внутренняя организация, которая отвечает отмеченным выше признакам.

Поскольку малая группа, состоящая из уникальных личностей, является уникальным явлением, поэтому, хотя и выявлены некоторые общие для малых групп ситуации спивдияльности, оказывающих влияние на членов группы, значение их параметров в каждой конкретной группе является уникальным. На результаты совместной деятельности может влиять такое большое количество разнообразных личностных факторов (мотивы, потребности, особенности темперамента и характера, психологическое состояние, ожидания, моральные качества, отношение друг к другу, к собственно совместной деятельности, к лидеру и др.), Что можно говорить только о возможном повышении степени вероятности прогноза результатов совместной деятельности в случае, если применяется научный подход к исследованию.

Социальное влияние группы на индивида является разнообразным, и это разнообразие воздействия обусловлена, прежде всего, местом индивида в группе в качестве ее члена.

Влияние на человека его статуса в группе

Важным компонентом характеристики места индивида в группе, определяет свойства и особенности поведения человека как члена группы является ее статус.

Статус личности в группе. В работах социальных психологов последнего времени это понятие используется для объяснения различных феноменов. Во-первых, понятие «статус» трактуется как некий набор прав и возможностей, которые человек получает одновременно со своей служебной должности. Например, иногда отдельно определяются статус авторитета и статус руководителя одного человека.

Наиболее широкое применение понятия «статус» получило в описании межличностных отношений, которые измеряются социомет- ческих методике, то есть как характеристика места члена группы в системе эмоциональных преимуществ. Понятие приросло методике, его содержание существенно сузился, в то время как в характеристике статуса индивида в группе нужно учитывать отношения более широкой социальной системы, в которую входит данная группа, то есть «статус» самой группы.

Адекватная трактовка термина «статус» предусматривает, что он рассматривается как психологическая величина, которая имеет отношение к положению человека в различных структурных образованиях малой группы (не только эмоциональной). Каждый человек раскрывается в группе в силу присущих ей качества и особенности, которые она смогла задействовать в осуществление совместной деятельности.

Через восприятие этих качеств другие участники создают образ данного члена группы, на основе которого продолжают определять свое собственное поведение по отношению к нему. Сам член группы, воспринимая особенности отношения к себе, создает собственный образ «Я в группе». В результате он реализует поведение, придает ему определенное место, положение в группе.

В Интеракционизм существует традиция разведения двух видов группового статуса человека: конвенционного и личностного. По мнению Т. Шибутани, социальный статус — это позиция человека в обществе: уважение, которым он пользуется, и его престиж базируются на том, к какой категории она принадлежит и как оценивается эта категория в системе социальной стратификации.

Человек сохраняет свой социальный статус, если он живет в соответствии с конвенционные нормами, которые управляют поведением людей этой группы. Личностный статус — это оценка человека «в качестве человеческого существа», которую он получает в своей первичной группе. Сохранение личного статуса связано с совершением действий и поступков, которые помогали бы человеку поддерживать ее отношения с другими членами первичной группы. Для человека его личный статус является большой индивидуальной ценностью.

М. Андреева определяет понятие «статус» как совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие ее другими членами группы, самовосприятия и, как из этого следует, ее положение в системах групповых отношений.



(Visited 986 times, 1 visits today)