Толпа как форма массового поведения людей

Среди массовых форм поведения чаще всего выделяют толпу, массу, публику, аудиторию и др.

На первый взгляд эти объединения похожи на привычные сообщества индивидов, однако они демонстрируют формы поведения, отличаются от собственно групповых форм и отличаются другой природой, чем уже описанные наукой привычные группы.

Во-первых, они возникают как бы случайно, неожиданно по тому или иному поводу.

Во-вторых, их характеризует четко выраженная временный существования.

А главное — они представляют собой такие численности индивидов, относящихся к самым разным типов и видов традиционно выделенных групп.Таков, например, толпа людей, собравшаяся где-то на улице или в каком-нибудь помещении. Бурные социальные, экономические, политические, культурные процессы, происходящие в настоящем, приносят все больше новых примеров возникновения и существования «неклассических» сообществ: толпы, публики или аудитории массового зрелища.

Предпосылки масовизации общества

Исходной предпосылкой и одновременно основной базой ма совизации, которая началась с появлением капитализма, есть определенный уровень развития экономики. Крупное капиталистическое производство представляет собой типичный пример собственное массового производства. Начавшись в сфере экономики, масовизация на базе развития машинной техники, особенно новейших ее форм, связанных с современным этапом развития общества, распространяется на все другие сферы общества: науку, искусство, производство различного рода услуг, управления, потребления, быт, общение между людьми.Катализаторами этих процессов становятся формы массовой культуры, стандарты духовной жизни, связанные с возникновением и функционированием в обществе различных видов массовой информации. Потребность в массовом информации со стороны разного рода масовизованои деятельности требует различных средств ее производства и распространения: современную прессу, радио, телевидение, кинематограф и тому подобное. Не зная никаких границ своего действия — ни демографических и социальных, ни национальных и государственных, эти средства не только «обслуживают» массовые процессы, но и сами порождают, причем в глобальных масштабах — новые виды массовой деятельности, связанные со специфическими механизмами массовой коммуникации, с многообразными способами оперирования массовой информации. Процессы масовизации, дальнейшее разворачиваясь, находят свое выражение в существенном увеличении размеров общностей людей, которые совершают одну и ту же деятельность. Другой важный факт относительно расширения и углубления масовизации — это качественное усиление неординарности состава сообществ, участвующих в различных массовых процессах. Оно обусловлено уже самим количественным ростом этих сообществ, особенно выходом процессов масовизации за пределы собственно производственной деятельности.

Растущая гетерогенность состава участников массовых процессов становится особенно ощутимой, когда масовизация вторгается в сферы потребления, досуга, общественно-политической деятельности. Как отмечает известный зарубежный исследователь феномена массы Г.Блумер, кинозал собирает под одной крышей много разных индивидов, а у экранов телевизора «рядом» оказываются очень непохожие друг на друга во всех отношениях люди.

Соответственно расширяется и сфера межличностных отношений, множится количество контактов, в которые вступают друг с другом индивиды, относящихся к одним и тем же, а также в различных сообществ. Итак, современные процессы масовизации, что в первую очередь связанные с урбанизацией и развитием mass media, обусловливающие возникновение и функционирование в современных обществах большого количества новых образований — как разного рода формальных и неформальных групп, так и особенно многочисленных «некла- сичних» массовых общностей, которые состоят из большого количества людей.

Итак, сегодня можно говорить о глобализации масс, о создании массы мирового масштаба. Прежде всего, это создание наднациональных сообществ с гигантскими ядрами городов и рынками миллионов людей, которых побуждают жить и потреблять однотипно. Это также расширение электронных и телевизионных сетей, которые, с одной стороны, связывают людей между собой, а с другой, проникают в самые недра частной жизни каждого человека. Наконец, это политика в отношении этих огромных сообществ, успех которых теперь зависит от систем мультимедиа еще больше, чем раньше. Бурное развитие систем мультимедиа еще больше ускорит процессы массовизации общества.

Основные характеристики массовых форм поведения

Б.Грушин называет такие общие признаки массовых явлений:

• статистический характер сообщества, который выражается в том, что данная сообщество, совпадая с численностью ее дискретных «единиц», составляет самостоятельное, целостное образование, которое отличается по своим закономерностями и свойствами от элементов, которые ее составляют;

• стохастическая (вероятна) природа сообщества, которая находит выражение в том, что «вхождение» индивидов в данную сообщество является «случайным», неупорядоченным, осуществляется по формуле «может быть, а может и не быть», размытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом;

• ситуативный характер существования сообщества, который заключается в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в пределах той или иной конкретной ситуации, в результате чего является неустойчивым образованием, меняется под действием случайностей;

• выраженная гетерогенность (разнородность) состава сообщества, которая проявляется в «нарушении» границ между всеми существующими в обществе социальными, демографическими, политическими, региональными, образовательными и другими группами.

Говоря об основе такого поведения, западные социальные психологи подчеркивают, что большинство случаев массового поведения людей объясняется их общими экспектациям и пониманием. Хотя не только в истории науки, но и в современных исследованиях понятие «масса» определяется как конкретно существующая форма выявления массового поведения людей, однако реально не существует массы вообще, а есть конкретные формы масс.



Например, такие существующие в любом современном обществе численности индивидов, как толпа, аудитория определенной телепередачи, общественность, что выражает определенное мнение, сторонники какого-нибудь эстрадного кумира. Без специального анализа можно утверждать, что все они не совпадают друг с другом по своим характеристикам. Однако, с другой стороны, все они являются разными проявлениями именно массы как некоторого особого типа «некласич- них» сообществ, которые отличаются от групп в обычном употреблении этого слова. Все они имеют нечто общее, что делает их разными видами общего рода — массы.

В социальной психологии ХХ в .. психологические характеристики различных форм массового поведения исследуются как «коллективное поведение».

В частности, американский социолог Г.Блумер в работе «Коллективная поведение» (1951), определяя термин «коллективное поведение», пишет, что природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпа, сборище, панические настроения, мании, танцевальные безумие, стихийные массовые движения, массовая поведение, общественное мнение, пропаганда, мода, увлечения, социальные движения, революции и реформы.

Психология масс (толпы) базируется, прежде всего, на резком противопоставлении индивида, когда он находится вне толпой, поэтому индивиду в ситуации, когда он в составе толпы.

Неудивительно, что одна из значительных работ в мире по социальной психологии, которая вышла в последние десятилетия, называется «Возраст толпы». Автор этой работы, выдающийся французский социальный психолог С.Московичи определил ее тему как переход от индивидуальной психологии к психологии масс. Нельзя не согласиться с ним в том, что хотя постулатом психологии все еще остается рассмотрения психических явлений только как индивидуальных, однако на практике происходит и используется психология масс. Итак, в век масс важнейшим объектом научного анализа в психологии становятся массы.

Идеи психологии масс выражают и опираются на принципы человеческой психики, в частности те, которые являются скрытыми, когда они наедине, и громко заявляют о себе, когда люди собираются в массы. Как подчеркивает С.Московичи, фундаментальный факт заключается в следующем: «каждый из нас взятый отдельно в конечном счете является разумным;взятые вместе в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы готовы на самые крайние бессмыслица ».

С.Московичи сравнивает толпу, массу с социальной животным, которая сорвалась с цепи, своей слепой неодолимой силой может преодолеть любые преграды, сдвинуть горы и уничтожить творения веков. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают нередко в жестоких действиях свои страсти и мечты — от негодных к героическим и романтическим.

Следовательно, такие массы играют «особую» роль в наше время. «Эрой толпы» назвал это время французский исследователь Г.Лебон, начиная исследования его особенностей еще в конце XIX в.

История исследования психологии масс

Сто лет назад на рубеже ХIХ и ХХ вв. в поле зрения социальной науки оказались факты совместной поведения людей, к которым критерии «классического» группового подхода являются несостоятельными. Этот период можно назвать эпохой открытия психологии масс.

Потребность в исследовании психологии масс обусловливалась особенностью социальных отношений того времени.Социально-политические события, связанные с революциями во Франции, всколыхнули общественное мнение. Это была эпоха массовых движений, революционного настроения масс. Именно этот динамизм общества, его бурная вызвали интерес к массовым явлений психики, обусловили появление новых концепций, в которых разрабатывалось новый круг проблем, связанных с психологией масс. Эти концепции определили целый этап развития социальной психологии.

В 1878 М.К.Михайловський в журнале «Отечественные записки» публикует статью «Сила подражания», которая была посвящена психологии толпы. Через шесть лет, в 1885 Г.Тарда издал книгу «Законы подражания», а в 1892. — «Мнение и толпа». В 1892 году французский юрист С.Сигеле издает книгу «Преступная толпа», а в 1895г. Г.Лебон выпустил в свет свою знаменитую работу «Психология толпы». Следовательно, независимо друг от друга в России и во Франции возникает новая наука — психология толпы.

Массовые явления всегда привлекали внимание политиков, представителей общественной мысли. На изломе XIX-XX вв.предметом тщательного изучения многих ученых разных стран стали явления внушения, подражания, поведения личности в толпе, взаимодействия лидера и массы. Наиболее известными работами по этой проблематике являются работы французских исследователей Г. Тарда и Г. Лебон.

Интеллектуальные и научные основы психологии масс не является однородным. С одной стороны, это — приемы и концепции суггестии. Антон Месмер (1733-1815), который умел вводить людей в транс, объявил, что может управлять универсальной силой («животным магнетизмом»), что укрепляет жизненные силы и здоровье. Гипнотическое внушение — как это было названо потом, должно было снижать уровень сознания пациента, делая его ум более «простым». Гипнотизм стал одной из важных моделей социального внушения и на раннем этапе был заимствован психологией масс для объяснения иррациональности, эмоциональности и «примитивности» толпы.

Другая медицинская модель, еще более «патологическая» по своему происхождению и форме, взята из эпидемиологии.Незадолго до этого был доказан факт передачи инфекции через посредство вируса благодаря исследованиям Луи Пастера (1822-1895) и Робе- рта Коха (1843-1910). Аналогично этому психическую инфекцию стали считать ответственной за распространение аффектов и «ана мии» (упадок нравов) в человеческих сборище или в любом возбужденном толпе.

Еще одним научным обоснованием психологии масс стала криминалистика. То, что в медицинской интерпретации имело статус подсознательного и аффективного, с юридической точки зрения представлялось как пониженная ответственность индивида, который является включенным в толпу. Основным положением этого медико-правового подхода было то, что в толпе человек становится более примитивной и инфантильной, а потому — меньше разумной и менее ответственной.

Психология масс в концепцииГЛебона

Все эти идеи были изложены в серии итальянских и французских публикаций еще до 1895 года, но Г. Лебон (1841-1931) популярно изложил их в своем бестселлере «Психология народов и масс» (1895). В этой книге Лебон выделяет следующие факторы, обусловливающие направление общественного движения: душа расы, влияние вожаков, подражание, внушение и взаимное заражения. «Психическая инфекция» — это ключевое понятие, которым Г. Лебон определяет психологический механизм взаимодействия масс. Главными признаками массы, по мнению Лебона, является обезличенность, потеря интеллекта и личной ответственности, доминирование чувств.

Концепция толпы исходит из идеи аномальности, которая ассоциируется или с болезнью, или с преступностью и в лучшем случае допускаются смягчающие обстоятельства.

Чтобы понять, почему коллективное поведение трактуется как аномальная или даже «анемичная», нужно вспомнить социальную и политическую ситуацию, в которой создавались эти концепции, а именно: революции (1789, 1830, 1848, 1871 во Франции);радикальные экономические и социальные изменения, которые привели к урбанизации и индустриализации; подъем «революционного движения масс»; возрастающая роль профсоюзов и социалистов, забастовки и первомайские демонстрации и т.д. Все это грозило стабильности политичномого, общественного и нравственного порядка. Как утверждает Берроуз (Barrows, 1981), в те годы появилось общее ощущение упадка в отсутствии желания нести за это ответственность. Массы были «обнаружены» (Моско- глаза), их стали бояться как причину всех неприятностей, и наука была обязана проанализировать случайные связи между феноменом масс и общественными бедами.

И Криминалистическое, и психиатрическое и эпидемиологическое толкования одинаково соответствовало духу времени.Описывая банды и присяжных заседателей, массовые демонстрации и парламенты, преступные и религиозные организации, Лебон подводил все эти группы под категорию «толпы».

Отметим, что сегодня мы совсем иначе толкуем понятие толпы, социальных движений, аудиторий и общественных институтов.Но уже тогда, в конце XIX в., Французским социологом Габриелем Тардом (1843-1904) была проведена дифференциация между толпой и публикой. Если первое подразумевало физические контакты и ограниченность места в толпе, то второе означало, что публика не находится в пространственной близости и может создавать «общественное мнение» благодаря современным средствам коммуникации.

Исследования Г. Тарда

В 1890 году вышла работа Г. Тарда «Законы подражания», в которой он определил основные положения социальной психологии — науки, создать которую он поставил своей целью.

Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. Он считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими представлений, убеждений, желаний, намерений и др. Исходя из этого, он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний. По мнению Тарда, от индивидуальной психологии (интрацеребральных психология) социальная психология (ин терпсихология) отличается тем, что занимается исключительно отношениями нашего «Я» к другим «Я», их взаимными влияниями. В этом действии одного духа на другой и нужно видеть элементарный факт, из которого следует всю социальную жизнь.

Общественные процессы Тард объяснял исключительно действием механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Задача науки состояла в изучении законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой, развивается благодаря возникновению и распространению в различных сферах жизни изобретений. Изобретения — это акт индивидуального творчества. Именно они создали язык, хозяйство, государство, религию и т. Акты творчества и подражания действуют подобно кругам на воде: новые изобретения — новые волны подражания. Задача науки заключается в изучении законов подражания, благодаря которым общество поддерживает свое существование.

И хотя при жизни Тарда его идеи не получили широкого распространения, сегодня он считается одним из основателей социальной психологии. Он внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмы, исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заражения и внушения. Тард способствовал также включению в арсенал социально-психологической науки эмпирических методов исследования — анализа исторических документов и статистических данных.

Концепция психологии масс 3. Фрейда

Идеи И. Тарда, Г. Лебон нашли понимание у З. Фрейда, который изложил свои взгляды на социально-психологические явления в группах в работе «Массовая психология и анализ человеческого« Я ». З. Фрейд активно использовал положения психологии масс Г. Лебон. Для него большую роль в социальном устройстве мира играло внушение, подражание, подчинение лидеру (вожак), неосознанные коллективные представления. Влияние Фрейда на развитие социальной психологии сегодня признается всеми значительными научными, обращение к проблематике групповой психологии не было случайным, а базировалось на накопленном им опыт.

Фрейд размышляет над большими проблемами общества, возникновением мировых религий и общественных движений. Он пытается решить проблему: почему индивид в условиях включения его в толпу думает и ведет себя совсем иначе, чем можно было бы от него ожидать. Современное общество подавляет и вытесняет естественные инстинкты человека. В толпе же подавления безсви- домих тенденций уменьшается. Моральные запреты исчезают, господствуют инстинкты и эмоциональность.Все это свидетельствует о регрессии психики у толпы. Главное явление массовой психологии — несвобода в массе отдельного человека. Каждый эмоционально связан в двух направлениях, с одной стороны, он связан с вождем, с другой — с другими массовыми индивидами.

На короткий период в массе исчезает нетерпимость людей друг к другу. В массе появляется ограниченность себялюбия.Сущность массы заключается в новообразованных привязанности участников массы друг к другу. Механизм эмоциональной привязанности Фрейд обозначил термином «идентификация».

Термин «идентификация» первый раз Фрейд ввел в 1921 году, размышляя о взаимоотношениях индивида и массы.Идентификация означает чувство привязанности (привязанности, симпатии), общности с другими людьми.

«Каждый индивид — это составная часть многочисленных масс, он с разных сторон связан идентификацией и создал свой« Идеал «Я».

Численным способом индивид связан с массой через идентификацию. Он построил свой идеал «Я» по разным образцам.Отдельный человек — участница многих массовых душ: своей расы, церковной общины, состояния, государственности и т.д. Но обладая долей многочисленных душ масс, преодолевая их, индивид может подняться до уровня независимости и оригинальности.

Фрейд выделял два типа идентификации: эротическую и миме- кую.

Эротическая означает идентификацию с людьми, которыми мы хотим обладать. Миметичних — это идентификация с людьми, которые воплощают то, какими мы хотели бы быть. Эрос не зависит от Ми месиса, а Мимесис — от Эроса. В психике индивида эротическая идентификация преобладает над миметичних. В психике массы — наоборот. Таким образом, сущность массы и ее способность влиять на психику человека Фрейд объясняет через процесс идентификации.

Фрейд подчеркивает, что попадая в толпу, отдельный человек отказывается от своего «идеала« Я »и заменяет его массовым идеалом, который воплощен в вожди. В массе возникает двойной вид связи — идентификация и замещения «Идеала« Я »личностью вождя.

Итак, основная идея психоаналитической концепции в том, что масса людей возникает и функционирует через механизм миметического идентификации людей между собой и вождем. Психическое превращение человека в массе состоит в том, что она отказывается от прав на собственную личность, передает ее функции вождю. В результате этого контроль сознания над бессознательного ослабевает, вытеснены ранее элементы психики и инстинкты вырываются на свободу и регулируют поведение человека.

Рассматривая вопрос групповой психологии, З. Фрейд и его последователи исходили из разработанной ими методологии психоанализа, экстраполируя понятия и принципы, разработанные в практике лечения неврозов, на сферу социально-психологических явлений. За основу интерпретации межличностных и межгрупповых отношений брались психологические механизмы такой группы, как семья. Особенно это касается анализа взаимоотношений лидера и массы. Социальная группа рассматривается как совокупность индивидов, которые считают лидера своим идеалом. Индивиды заменяют свой идеал «Я» массовым идеалом, воплощается в вожди. Если вождь в психологии толпы является субъектом своих действий, сознательный волевой акт которого заключается в навязывании другим своего образа, то становится возможным, при особом состояния людей в толпе навязать свой образ через идентификацию себя с лидером как своим идеалом. Происходит идентификация одного индивида с другим. Согласно схеме Фрейда, отношения с лидером строятся по аналогии ребенка с родителями.

В концепции «психологии масс» масса противопоставляется вождю, элите, лидеру, которые способны навести порядок в массе, повести ее за собой.

Рассматривая толпу как слепую, неуправляемую силу, Г.Тард, Г. Лебон, Фрейд искали пути превращения его в такую ​​общность, которая лишилась бы своих негативных разрушительных сил. Помимо воли, интеллекта, сознания лидеров, они видели и другие возможности преодолеть противоречия между индивидом и обществом. Так, эффективным средством корректировки психических дефектов толпы они считали его организацию, объединение в группу.

Идея подражания как основы социальной жизни в конце XIX — начале ХХ в. была очень распространенной. Известный российский психолог и физиолог В.М. Бехтерев тоже отводил механизму подражания существенную роль в научных взглядах.

Один из выдающихся социальных психологов М. Болдуин способствовал широкому распространению идеи подражания в США.Для него подражания выступало основой всякого обучения. Эта идея получила нового и устойчивого звучания в теориях необихевиоризма, затем — социобихевиоризму, рассматривавшего подражания модели как основной путь социального учения (А. Бандура).

Концепция «психологии масс» становится основой для создания первых учебников по социальной психологии, которыми были «Социальная психология» — учебник американского социолога Э. Росса и английского психолога У. Мак-Даугалла «Введение в социальной психологии», которые вышли в свет в 1908 Дата выхода этих учебников считается годом возникновения социальной психологии как науки.



(Visited 729 times, 1 visits today)