Выводы

1. В условиях современных процессов масовизации, связанные, в первую очередь, с урбанизацией и развитием mass Mediа, возникают различные формы массового поведения людей.

Общие характеристики массовых форм поведения такие:

• статистический характер сообщества, который заключается в том, что данная сообщество, совпадая с численностью ее дискретных «единиц», составляет самостоятельное, целостное образование, которое отличается по своим закономерностями и свойствами от тех элементов, которые ее составляют;

• стохастическая (вероятна) природа сообщества, находит выражение в том, что «вхождение» индивидов в данную сообщество является «случайным», неупорядоченным, осуществляется по формуле «может быть, а может и не быть». В результате этого такое сообщество всегда отличается открытыми, «размытыми» границами, неопределенным количественным и качественным составом;

• ситуативный характер существования сообщества, который заключается в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в пределах той или иной конкретной ситуации, в результате чего является неустойчивым образованием, меняется под действием случайностей;

• выраженная гетерогенность (разнородность) состава сообщества, которая проявляется в «нарушении» границ между всеми существующими в обществе социальными, демографическими, политическими, региональными, образовательными и другими группами.

2. Особенностью теорий, получивших название «психология народов и масс» была общая их проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, массовые движения, механизмы массового воздействия. Эти теории возникли в результате потребностей общества в исследовании массовых явлений психики, сопровождали бурная социальных отношений того времени. Наиболее известными работами по этой проблематике являются работы французских исследователей Г. Лебон и Г. Тарда.

3. Г. Лебоном была разработана концепция толпы, в которой он трактует массовое поведение как аномальную, а главными признаками массы определяет обезличенность, потерю интеллекта и личной ответственности, доминирование чувств. Он выделяет такие факторы, обусловливающие массовое поведение: душа расы, влияние вожаков, подражания и взаимное заражения. Ключевым понятием, которым Г. Лебон определяет психологический механизм взаимодействия масс, является «психическая инфекция». В концепции Лебона масса противопоставляется вождю, элите, лидеру, которые способны навести порядок в массе, повести ее за собой.

4. Г.Тард в основу своей концепции положил разработку механизма подражания, которым он объяснял человеческие взаимоотношения. По его мнению, задача науки состоит в изучении законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой, развивается благодаря возникновению и распространению в различных сферах жизни изобретений.

5. Концепция «психологии масс» разрабатывалась также 3. Фрей- дом, в частности в его исследованиях межличностных и меж- групповых отношений, в которых он большую роль отводит внушению, подражанию, подчинению лидеру (вождю), неосознанным коллективным представлениям. 3а основу интерпретации брались психологические механизмы такой группы как семья.Особенно это касается анализа взаимоотношений лидера и массы. Социальная группа рассматривается 3. Фрейдом как совокупность индивидов, которые заменяют свой идеал «Я» массовым идеалом, воплощается в вожди. 3гидно схеме 3. Фрейда,

отношения с лидером строятся по аналогии ребенка с родителями.

6. Главный вопрос, который пытался решить С.Сигеле, это определение меры ответственности человека за преступление, которое он совершил, будучи частью толпы. С.Сигеле ставит очень серьезный вопрос коллективной ответственности. Он обращает внимание на роль социальной ситуации в регуляции поведения человека и считает ответственным за поведение человека в толпе не толпа, а индивида. Средством выявления степени его ответственности является его уязвимость к внушению.С.Сигеле выделяет пять причин преступлений толпы:

• Податливость членов толпы внушению.

• Влияние численности, в результате чего увеличивается интенсивность негативных эмоций. Численность дает людям ощущение их внезапной и необычной мощи. Численность обеспечивает анонимность преступления.



• Моральное опьянения, которое является результатом победы инстинктов над возрастной трудом воспитания силы воли.

• Пробуждение инстинктов убийства.

• Специфический состав толпы (душевнобольные люди, авантюристы, бандиты, люди с подмоченной репутацией, находящиеся в состоянии опьянения)

7. Современные исследования психологии толпы отмечают, что социально-психологические характеристики толпы, которые были зафиксированы Г.Лебона и Г.Тарда конце XIX в., Остались, по сути, такими же. Итак, психология толпы конкретизируется в системе идей, существенными из которых являются:

• Психологический толпа — это не сборище людей в одном месте, а человеческая совокупность, имеет общую психику.

• Индивид действует, как I масса, но первый — сознательно, второй — неосознанно, поскольку сознание индивидуальная, а бессознательное коллективное.

• Толпа является консервативным, несмотря на его революционный образ действий. Он всегда заканчивает восстановлением того, что повалювалы, так как для них, как и для всех, находящихся в состоянии гипноза, прошлое более значимым, чем современное.

• Массы, какими бы ни была их культура, доктрина или социальное положение, нуждаются вождя. Он убеждает их с помощью доводов разума или силы, а как гипнотизер своим авторитетом.

• Пропаганда (или коммуникация) имеет иррациональную основу, коллективные убеждения и такой инструмент, как внушение.Большая часть наших действий является следствием убеждений. Критический ум, отсутствие убеждения и страсти являются препятствиями к действию. Внушение может преодолеть, именно поэтому пропаганда, адресованная массам, должна использовать язык аллегорий — энергичную и образную, с простыми повелительными формулировками.

• Политика, целью которой является управление массами (партией, классом, нацией), при необходимости не является посторонним к фантазии. Она должна опираться на некую высшую идею (революции, родины), которую воплощают и вращивает в сознание каждого человека массы, пока не внушают ее. 3года она превращается в коллективные образы и действия.

8. Большое значение имеет численная характеристика толпы. По количеству людей, которые пытаются выйти одновременно из помещения в случае пожара, можно прогнозировать вероятность возникновения паники.

На оценку точности людей в толпы влияет форма толпы и условия пространства. Выявлено, что все толпы имеют тенденцию приобретать кольцеобразной формы.

9. толпы есть определенные движения. Наиболее активные люди тяготеют к центру толпы, более пассивные — к периферии. В связи с этим выделяется феномен поляризации, который заключается в сопоставлении плотности сборище людей в центре толпы и относительно разрядной их концентрации вокруг центра.

10. Хотя структура толпы имеет тенденцию образовывать гомогенную массу, в толпы есть группы, объединенных личными и условными связями. Могут возникать антагонистические группы, является предпосылкой перехода толпы в состояние агрессивности. В толпы наблюдается ролевая дифференциация. Люди в толпе могут выполнять такие роли:

— Зачинатели или организаторы толпы;

— Агрессоры — наиболее активно и агрессивно действующие члены толпы;

— Последователи — люди, подражают агрессорам;

— Любознательные, которые попали в толпу из-за своей ориентировочной реакции;

— Обыватели — люди, попавшие в толпу случайно.

11. Толпа нуждается в вожде. В отсутствии вождя толпа более склонен к панике, агрессии, чем в геройства. Чтобы быть вождем, нужно иметь не столько интеллект, сколько высокую чувствительность к настроению толпы. Вождь толпы должен быть очень бдительным к своему имиджу, потому что любовь толпы не является устойчивой. Любое ослабление воли вождя может привести к тому, что он легко превратится в антивождя.

12. Важным для разработки мер профилактики противоп- равно поведения в толпе и способов конструктивного влияния на него является изучение условий, способствующих возникновению толпы и этапов его формирования.

Выделяются следующие этапы формирования толпы.

— Первый — это возникновение поводу. Толпа образуется не случайно, нужен внешний толчок.

— Второй — возникновение сомнений в правдивости официальной информации, появление тревожных слухов, которые провоцируют людей выйти на площадь массово и сплоченно и требовать своих прав.

— Третий — собрание людей на площади и интенсивный обмен информацией и эмоциями.

— Четвертый — появление лидера толпы, его выступление, очень часто сопровождается повышением эмоционального возбуждения толпы, повторением лозунгов и движений лидера.

— Пятый — противопоставление лидером когнитивных категорий «мы-они», например, «мы» -народ, «они» -власть, создание образа врага.

— Шестой — активизация толпы лидером, определения направления действий.

— Седьмой — групповой эксцесс, активные, часто агрессивные действия толпы.

13. Г.Лебон открыл психологический закон духовного единства толпы. Этот закон проявляется в том, что сознательная личность исчезает, а чувства и идеи индивидов, образующих народ, принимают одну и ту же направленность. Образуется коллективная душа, имеющая временный характер и четко определенные свойства. Эта коллективная душа является коллективным подсознательным.

14. Коллективное бессознательное базируется на чувственном образе познания окружающего мира. 3мистом коллективного бессознательного являются инстинкты и чувства, пришли из сферы сознания.

Толпа — это один из способов формирования коллективного бессознательного в психике людей. Толпа является катализатором взаимного обмена инстинктами и чувствами между подсознательным и сознательным.

Сознательная, целенаправленная воля отдельного человека, которая выполняет функцию мембраны между сознанием и бессознательным, в толпы ослабляется. Мембрана становится прозрачной, преодоленной для взаимопроникновения инстинктов и чувств.

С. Московичи формулирует такой закон социальной психологии: все, что является коллективным, — бессознательное, а все, что безсви- доме, является коллективным.

15. Паника — это один из видов поведения толпы и одновременно это особый эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то непонятной ситуации, либо ее избытка, который проявляется в стихийных импульсивных действиях. Отмечаются такие предпосылки возникновения паники:

— Физиологические причины: усталость, голод, бессонница, депрессия стресс, наркотическое опьянение, которые снижают способность людей правильно оценить ситуацию.

— Психологические предпосылки: ощущение боли, удивление, невпевненнисть, страх, ужас, чувство изолированности, бессилия.

— Социально-психологические предпосылки: отсутствие групповой солидарности, целостности, единства группы, потеря доверия к руководству, дефицит информации, панические слухи.

16. Наиболее распространенным типом информации в толпе есть слухи.

Г.Олпорт обнаружил закономерность, согласно которой интенсивность слухов является функцией от степени заинтересованности людей в предмете слухов и уровня неопределенности информации по вопросу, который интересует людей.

Для возникновения слухов нужно, чтобы данное событие было достаточно важным, происходила в ситуации, беспокоит людей, представляет угрозу для их безопасности. Информация, которая передается в виде слухов, должна быть невнятной и не доступной для проверки.

17. По критерию воздействия на людей выделяют следующие типы слухов:

• слухи, возбуждающие общественное мнение;

• слухи, провоцирующие асоциальное поведение;

• слухи разрушающих социальные связи, ведут к массовым беспорядкам, агрессии, вандализма.

18. Поведение человека в толпе характеризуется такими общими чертами.

— Уменьшение или полное прекращение общения на мижо- собистисному уровне благодаря вербальной коммуникации.

— Бесцельность движений и передвижений в толпы, которая оказывается в повышенной агрессивности людей; психомоторном возбуждении, в хаотичной, бесцельной физической активности, низким контроле и координации движений и действий;склонности к однотипным движений.

— Высокая импульсивность в действиях участников толпы, быстрый отклик на приказы и призывы лидера.

— Подражание движениям и поведении лидера и более активных участников толпы.

— Высокое эмоциональное возбуждение, проявляющееся в частых выкрикивая отдельных слов, фраз, восклицаний; НЕ сосредоточенном взгляде, в нервозности, поривчатости движений.

— Эмоциональная лабильность, проявляющаяся в виде частой смене настроений, в легкости появления состояния гнева или восторга.

— Высокая категоричность в оценках, суждениях, суждениях. Отсутствие чувства меры.

— Потребность в простых решениях, которые не требуют длительной умственной работы. В толпе царит категорический императив поведения: «Да здравствует!», «Не допустить», «заставить», «Долой», «Позор».

— Неспособность к творческой деятельности.

— Возможность возникновения у некоторой части членов толпы слуховых, зрительных, обонятельных галлюцинаций.

— Склонность участников толпы сбиваться в более плотную группу.

19. 3мин психических процессов человека в толпе связывается с процессом социальной фасилитации. Возникновение этого феномена обусловлено тремя обстоятельствами.

— Первая заключается в том, что присутствие других людей делает человека более настороженным, что и вызывает возбуждение первичной системы.

— Вторая ситуация связана с тем, что люди обеспокоены по поводу того, что о них подумают другие. Обеспокоенность оценке заставляет человека нервничать и повышает ее возбуждение.

— Третья ситуация заключается в том, что присутствие других людей является отвлекающим фактором.

20. В толпы у человека возникает измененное состояние сознания. Он заключается в изменении мышления, нарушений ощущение времени, потере самоконтроля, изменении выражения эмоций, изменении ощущения тела, в перцептивных искривлениях, гипернавиюваности.

21. Деиндивидуализация — это такое состояние, в котором человек теряет представление о себе как отдельную личность.Поскольку деиндивидуализация в условиях толпы стирает границы дозволенного, то повышается вероятность к импульсивной или девиа- нтнои поведения. Деиндивидуализация — это потеря самосознания в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимания на отдельном индивиде.

Причину деиндивидуализации исследователи видят в знеособ- лености, физической анонимности, которая приводит к тому, что люди начинают чувствовать себя менее ответственными за свои действия, поскольку снижается вероятность того, что каждый отдельный человек будет выделена из толпы и наказана.

22. Социальная озабоченность — это характеристика эмоционального состояния толпы, которая возникает в результате «кольцевой реакции».

Кольцевая реакция — это такой тип эмоционального возбуждения, в рамках которого реакция одного индивида воспроизводит возбуждения другое. Так взаимное возбуждение приобретает кольцевой формы.



(Visited 54 times, 1 visits today)