Малая группа как фактор социального влияния

Хотя малая группа исследуется в социальной психологии более 100 лет, определения самого понятия «малая группа», принципы выделения малых групп, количественные их характеристики до сих пор остаются дискуссионными.

Малая группа стала фокусом интереса социальной психологии по нескольким причинам. Во-первых, усложнение самого общественной жизни, что было обусловлено усилением дифференциации видов человеческой деятельности и включением людей в многочисленные образования по этим видам деятельности, усилило роль малых групп в жизни человека и требовало внимания исследователей к этим группам, потому что именно в них принимаются групповые решения , от которых зависит успех всего производства.

Во-вторых, важной причиной интереса исследователей к малым групп был также и тот факт, что проблема малых групп появилась как бы на перекрестке психологии и социологии, на стыке которых и формировалась социальная психология. Малые группы становятся тем предметом исследования, в котором отражается специфика самой социальной психологии.

Третья причина заключается в том, что малая группа оказалась той единицей анализа, где был возможен социально-психологический эксперимент. Как известно, метод лабораторного эксперимента становится на перекрестке XIX-ХХ вв. критерием научности психологии, в том числе и социальной психологии. Итак, малая группа как бы «помогла» социальной психологии укрепиться в качестве экспериментальной дисциплины.

Влияние социально-психологических параметров малой группы на личность

Самые ранние исследования малых групп было проведено в США в 20-х гг. ХХ в. Это были исследования так называемых «контактных» групп, то есть групп, которые трактовались как «факт присутствия других». Эти исследования выявили феномен фасилитации. Второй этап — это был этап перехода от изучения коактних групп к изучению взаемодияльности индивидов в малой группе.

Было обнаружено, что важнейшим параметром групповой взаемодияльности не просто «факт присутствия», а совместная деятельность.Было доказано, что те же проблемы в условиях совместного взаимодействия решаются в группе более корректно, чем в условиях их индивидуального решения.

В более детальных исследованиях было установлено также, что результаты решения задач в группе зависят также и от характера самой деятельности, но эта идея на данном этапе исследования не получила развития.

Третий этап исследования малых групп характеризуется их большей разветвленности. Исследования малых групп было направлено не только на выявление влияния группы на индивида, но и характеристики группы как малой группы: ее структуру, типы взаимодействий индивидов в группе. Была усовершенствована также и методы измерения различных групповых характеристик.

В области исследования малых групп поставлено много важных вопросов, проведены сотни интересных и изящных в техническом отношении экспериментов, изучено в деталях многочисленные процессы и эффекты малых групп. Эти вопросы решались в рамках различных теоретических схем, с точки зрения различных методологических подходов, а потому и ответы на них получены неоднозначные. До сих пор остаются дискуссионными такие вопросы, как определение понятия «малая группа», принципы выделения малых групп, количественные их характеристики, в частности ее нижняя и верхняя границы.

Малые группы являются относительно самостоятельными субъектами общественных отношений. С одной стороны, они отражают те общественные отношения, в которые они органично включены, и трансформируют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой — на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений. Обе системы отношений — объективных (общественных) и субъективных (психологических) сливаются в единую систему межличностных групповых отношений, предоставляет малым группам особого качества, которая отличает их от других социальных групп.

Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым — непосредственный устойчивый личностный контакт (общение, взаимодействие). Примерами малых групп семья, производственная бригада, школьный класс, научный, военный и другой коллективы.

Малая группа выполняет функции связующего кольца в системе «личность — общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через принадлежность к определенным социальным группам и организациям, благодаря которым она участвует в жизни общества. Малая группа играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, будучи проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в данном обществе как целостной системе.

Как уже отмечалось, количественные признаки группы имеют существенное значение в ее характеристике. Интерес к этому вопросу появился позже, чем начались интенсивные исследования малых групп. Большую часть исследований особенностей малых групп проведено на диадах, то есть парах, однако есть все основания полагать, что действительно имела группа начинается с триады.

Диады является специфической малой группой, структуры и процессы разворачиваются в ней не в полном объеме, приобретают усеченной формы. Получается, что де-юре имела группа начинается с трех человек, а де-факто — с двух. Попытки установить для малой группы «верхний предел» тоже считаются неудовлетворительными. Понятно, что она находится не выше уровня 2-3 десятков. А конкретно? Для учебной группы — это будет одна черта, для тренинговой — другая, для спортивной команды — третья.

По нижней и верхней границ малой группы психологами высказываются разные мнения. Если по нижней границе дискутируется число 2-3, то верхние пределы определяются от 7-10 до 45 и более членов. Некоторые психологи ссылаются на магическое число 7 ± 2 Опыт человечества показывает, что различные функциональные первичные группировки (детские, производственные, научные, военные) колеблются где-то в этих пределах.

В психолого-педагогической литературе часто ставится вопрос влияния малой группы на индивида в зависимости от количества членов этой группы. Речь идет о позитивных или негативных последствиях увеличения или уменьшения количества учеников в классе.

Р.С. Как отмечает две стороны этого влияния: положительную и отрицательную Положительные последствия увеличения количества членов группы.

1. С увеличением группы в ней появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью. Это создает благоприятные условия для широкого и разностороннего обсуждения различных вопросов

2. Чем больше группа, тем легче распределить обязанности между ее членами в соответствии с их возможностей и способностей в интересах общей цели.

3. Большая по численности группа может собрать и переработать за то же время большее количество информации.

4. В большей группе большее количество людей может участвовать в выработке и принятии решения.

5. С ростом группы повышается ее «ресурс талантов». Это увеличивает вероятность принятия оптимальных решений. Для задач, имеющих много альтернативных вариантов решения, это обстоятельство является весьма существенным.

Негативные последствия увеличения количества членов группы.

1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченность, растет вероятность образования и распада на мелкие группировки. Это существенно затрудняет достижение единства в обсуждении в группе вопросов.

2. Большой группой трудно управлять, организовывать взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

3. Рост группы может привести к увеличению различий во мнениях и обострению взаимоотношений.

4. С увеличением группы статус и авторитет одних ее членов растет, других — уменьшается, увеличивается психологическая дистанция между ними. Возможности для развития и использования своих способностей, удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, признании в одних членов группы растет, в других уменьшается, что создает неблагоприятные условия для развития личности.

5. С увеличением группы средний вклад каждого участника в результате совместной деятельности в основном снижается.

В общем, чем больше группа, тем сильнее ее влияние, потому что с увеличением размера группы становится больше защитников ее норм. Однако размер группы влияет на ее членов не прямо, а опосредованно. Размер группы имеет значение только тогда, когда ее члены воспринимаются как единое целое и давление группы ощущается человеком не как разрозненный влияние отдельных членов, а как единый общий влияние. Именно единство группы осуществляет очень сильное влияние на ее членов. Если единства нет и группа разделена на отдельные подгруппы, то уже каждая из этих подгрупп внутри начинает оказывать свое влияние.

С точки зрения тех, кто придерживается функционального подхода в определении малой группы, верхняя и нижняя граница малой группы определяется тем количеством людей, которую можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели.Психологическое содержание совместной деятельности предопределяет и возможное число участников данной группы.



В науке по поводу определения тех или иных проблем существуют различные мнения, поэтому невозможно представить себе определение малой группы, которое бы устроило всех без исключения ученых. Однако единодушно все исследователи подчеркивают, что малая социальная группа — это количественно небольшая группа, где люди непосредственно контактируют друг с другом, имеют общие интересы, которые обусловливают некоторую однородность поведения ее членов. На основе непосредственного контакта и межличностного общения возникает и развивается собственно малая социальная группа как социально-психологический феномен, который имеет надиндивидуальный свойства.

Надиндивидуальнисть как социально-психологический феномен и его влияние на членов малой группы

Любой исследователь, приступает к анализу объединений людей, которое является чем-то «над индивидуальным», интуитивно понимает, что это надиндивидуальный образования является малой группой, с которой человек связан с первых дней своей жизни, и не просто испытывает на себе ее влияние, но через эту группу (группы) получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы как-бы на поверхности и понятный на основе здравого смысла.

Однако из факта очевидности существования надындивидуальных свойств малой группы не вытекает понятность их сущностных характеристик. Для этого нужны научные исследования.

Одним из первых, кто исследовал феномен надиндивидуаль- ности малой группы, является американский социальный психолог Курт Левин (1890-1947), который назвал его психологическим полем. Психологическое поле социально-психологической единством, создается членами группы, потребностями человека и валентности (значимости) окружающих людей и предметов, которая связана с оценкой их возможности способствовать или препятствовать удовлетворению потребностей.

Согласно взглядам К. Левина, так же как индивидуум и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формируют социальное поле. Социальное поведение оказывается внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в любой момент времени становится функцией общего состояния социального поля.

Социальное поведение (отображение событий, которые происходят в «поле», передвижения из одной ее зоны в другую под влиянием валентности объектов, изменение самой структуры поля) описывалась К.Левиным в понятиях топологии и векторного передвижения. В концепции поля оказалось стремление перестроить социально-психологические представления по образцу точных наук, прежде всего физик К. Левин был одним из пер- проходке в социально-психологической науке и его достижения дают ему право занять достойное место в истории науки.

К. Левин проводил исследования в различных социальных ситуациях. Его эксперименты с группой мальчиков, которые стали классическими, включали изучение различных стилей руководства: авторитарного, демократического и основанного на невмешательстве, а также их влияние на производительность труда и поведения. Эксперименты такого рода открыли новую страницу в области социальных исследований и внесли значительный вклад в развитие социальной психологии.

Кроме этого, К. Левин подчеркивал важность изучения коллективных действий и сопутствующих проблем с целью проведения коррекции социального поведения. Обеспокоенный ростом межрасовой напряжения, он провел групповое исследование по широкому кругу вопросов, посвященных совместному проживанию и предоставлению равных возможностей трудоустройства лиц с разным цветом кожи, а также предотвращению появления расовых предрассудков у их детей.

Его подход к изучению этих вопросов позволил разработать строгие экспериментальные методы анализа социальных проблем. В проведении занятий по снижению межгрупповых конфликтов и повышение потенциала каждого члена общества К. Левин всячески поощрял тренировки по развитию восприимчивости. Его группы социально-психологического тренинга стали предшественниками групп разрешения конфликтов, так популярных в 60-70-е годы.

Как уже неоднократно отмечалось, непосредственный контакт, который порождает межличностное общение членов группы, предопределяет некоторое эмоциональное поле, которое становится мощным фактором влияния на индивидов. Это эмоциональное поле включает совокупность моральных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своем отношении к делу, что их объединяет, а также к другим членам группы. Этот эмоциональный характер малой группы определяется как социально-психологический климат группы и характеризует эмоциональный настрой, который преобладает в группе.

Эмоциональные отношения в малой группе является важным фактором влияния на членов группы, вызывая их поведение, формирование сознания, влияя на весь процесс социализации личности. Значение эмоционального поля малой группы для социализации личности особенно проявляется в первичных группах (семья, детские группы, соседи). Впервые распределение малых групп на «первичные» и «вторичные» как исторически первый, было предложено американским исследователем Ч. Кули (1864-1929).

Влияние на личность первичных групп

Первичные группы является, по определению Ч. Кули, основными социальными ячейками и характеризуются интимными, личностных, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленность. Первичная группа характеризуется высоким уровнем солидарности, глубоко развитым чувством «мы». Эти группы осуществляют наибольшее влияние на формирование социальных идеалов индивида и являются первичными в том смысле, что индивид получает в них первый опыт социального единства.

Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает ценности и традиции общества, в них происходит первичная социализация личности. Считается, что отсутствие или недостаток связей в группе первичного типа может оказаться ухудшением личных качеств человека и основных характеристик человеческой природы вообще, что может проявиться в духовной неполноценности и негативному поведению человека.

Ч. Кули указывает на две основные функции первичных групп: 1) быть источником моральных норм, человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей жизни; 2) быть средством поддержки и стабилизации взрослого человека. Ч. Кули определял личность как сумму психических реакций человека на мнение о ней, окружающих людей (теория «зеркального« Я »).

Первичная группа формирует личность. Но каждая первичная группа является частью общества, большой социальной группы, поэтому она является трансформатором идей, установок и норм, существующих в обществе как целостной системе. Итак, первичные группы формируют личность не сами по себе, а как органическая часть всей социальной системы в целом.

Хотя формально первичные группы присущи человеческому обществу на всех этапах его развития, содержание групповых отношений и значение этих групп для личности меняется в связи с преобразованием как социально-экономических отношений в обществе в целом, так и отдельных присущих ему черт и процессов.

В противоположность термину «первичная группа» введен термин «вторичная группа», которая определяется как совокупность людей, которые косвенно связаны общей деятельностью в достижении общей цели. В социальных связях вторичного типа отсутствует полностью или частично непосредственное взаимодействие членов социального объединения. Например, для рабочего предприятия бригада является первичной, а коллектив предприятия в целом — вторичной группой.

Вторичные группы (общественные институты, классы, нации, партии), согласно концепции Ч. Кули, образуют социальную структуру общества, в которую сформирован индивид вовлечен лишь частично как носитель определенной функции. Как утверждает Ч. Кули, «человеческая жизнь» постоянно эволюционирует, и представить его можно только описывая отдельные социальные факты, каковы опыт первичной группы, синтезирует в себе индивидуальную и общую сознание. Первичную группу и общество связывает идеал «морального сообщества» — доминирующего социального представления о наиболее общих вопросов изменения и развития. Этот идеал нуждается в расширении демократии, коммуникации, гуманизации социальных реформ эволюционного характера.

Экспериментальные исследования, подтверждающие большое влияние эмоциональных отношений в малой группе на ее членов, впервые наиболее полно осуществлено американским социальным психологом Джекобом Морено (1892-1974), который является основателем социометрии.

Понятие социометрия (от лат societas — общество и греч. Metreo -вимирюю) в современном его толковании означает: 1) теоретическое направление в изучении малых социальных групп в социальной психологии и социологии, исследующий эмоциональные мижособис- тесные отношения и экстраполирует свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; 2) количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах (социометрические техники).

Термин «социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального воздействия одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений осуществлено Дж. Морено.

Морено исходил из необходимости создания «сквозной науки», которая охватила все уровни социальной жизни людей и включила бы не только изучение социальных проблем, но и их решения. Согласно этому, в понимании Морено «социономия» (наука об основных социальных законы) должна реализовать себя в «социодинамици» (науке более низкого уровня о процессах, прежде всего те, что происходят в малых группах); «Социометрии» (системе методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах), а также в «социатрии» (системе методов лечения людей, чьи проблемы и трудности связанные с недостаточными навыками поведения в малых группах).

Объектом социометрической теории является реально существующие малые социальные группы, которые имеют достаточный опыт совместного группового жизни. Предметная область — эмоциональные отношения в группах (симпатии, антипатии и др.). Согласно концепции Дж. Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют собой атомистическую структуру общества, которая недоступна рядовому наблюдателю и может быть выявлена ​​только с помощью социальной микроскопии — теории, которую Дж. Морено создал как элемент более широкой концепции — микросоциологии. Как замечает Морено, «социальная микроскопия» в соединении с социометрическими приемами положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии. Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось

Морено как «предварительная и необходима основная работа для большинства макросоциологических исследований».

Сущность «общей теории социометрии» заключается в утверждении того, что социальные системы включают не только субъективные, внешне проявляются, отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, которые часто являются скрытыми (микроструктура). Как отмечает Морено, все напряжения, конфликты в обществе обусловлено расхождением макро- и микроструктур, то есть система симпатий / антипатий, которая отражает отношения на уровне микроструктуры, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры.

Следовательно, задача состоит в том, чтобы перестроить макроструктуру таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. То есть необходима своеобразная «социометрическая революция», суть которой заключается в том, чтобы решить все конфликты в современном обществе путем подбора или перестановки людей в соответствии с их симпатий. Недаром главная работа Дж. Морено называется «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации »(1958).

Социометрическая методика, проявляет симпатии и антипатии для того, чтобы осуществить некоторые перемещения внутри группы, получила широкое распространение. На основе применения этой методики возникло целое направление исследования малых групп, особенно в прикладных областях.

Прикладная социометрия — техники опроса и сбора данных: социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы), была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Социометрический тест, аутосоциметрия, ретроспективная социометрия и другие процедуры базируются на вербальных отчетах исследуемых о внутригрупповые мижособи- стисни «выборы» в соответствующих ситуациях.

Кроме общей картины симпатий / антипатий (социограммы) эти методы позволяют описать индивидуальные самооценки положения человека в группе, выделить неформальных лидеров и «изолированных». Полученные с помощью расчетов групповые индексы показывают степень сплоченности индивидов в группе, ее интегрированность, объем и интенсивность взаимодействия людей, входящих в группу и т.д.

Современные социально-психологические и социологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают метод социометрии (как основного, так и вспомогательного).

Особым разделом прикладной социометрии является так называемый социометрический театр — метод группового тренинга, использует закономерности групповой межличностного взаимодействия. Этот метод имеет две разновидности: психодрама и социодрама. В первом случае создается экспериментальная группа, которая выступает аналогом театральной труппы. «На сцене» проигрываются ситуации взаимодействия людей, исследуемые тренируются в выполнении мижособисти- менных ролей.

В социодрама «играют» естественные группы (семья, производственный коллектив), в которых «актеры» могут меняться ролями (например, сын выполняет роль отца, начальник — подчиненному). Разыгрываются реальные жизненные ситуации, отрабатываются навыки выполнения ролей и понимание других людей, выполняющих те или иные роли.

По мнению Дж. Морено, психическое здоровье, адекватность поведения человека зависит от его положения во внутренней, неформальной структуре отношений в малой группе. Недостаток симпатий порождает жизненные трудности. Социометрические процедуры позволяют определить положение человека в неформальных связях, понять ее проблемы. В «психотерапевтическом театре пациент получал облегчение благодаря воспроизведению определенных психических состояний и социальных ролей на сцене, учился необходимых навыков действия в условиях каждого данного« момента »и« спонтанного творчества ».

Социометрия Дж. Морено значительное влияние на развитие социальной психологии малых групп. Методы социометрии, психо- драмы и социодрамы стали рабочими инструментами, которые дают полезную информацию и используются в лечении неврозов, для профилактики и смягчения конфликтов, измерения социально-психологического климата группы, выявление в них неформальных лидеров и др.

В нашей стране социометрия используется как метод исследования, который дает возможность получить количественные характеристики группы: величину статуса каждой группы, наличие группировок внутри группы, степень сплоченности или разъединения, данные о напряженных или конфликтных диады, триады, микрогруппы. В разработку социометрической методики внесли значительный вклад отечественные исследователи (И. Волков, Я.Л. Коломинський, А.А. Реан, В.И. Паниотто и др.), Которые исследовали социометрический статус группы в зависимости от возраста, мотивации выборов и т.д.

Исследование влияния группы на личность в Хоторнских экспериментах

Значительный вклад в исследование эмоционального фактора влияния на индивидов малых групп сделано также экспериментами американского социального психолога Элтона Мейо (1880-1949), в частности его известными Хоторнского экспериментами, которые были проведены в США в течение 1924-1932 гг. Эти эксперименты подтвердили значение эмоциональных межличностных отношений или , как определил Э. Мэйо, «группового духа», для членов группы.

Хоторнский эксперимент состоял из трех основных фаз. Первая начиналась экспериментами по освещению в специальной «исследовательской комнате». На этой фазе предполагалось выявить зависимость между изменениями в интенсивности освещения и производством труда. Результат оказался неожиданным: с увеличением освещения производство в рабочих повысилось не только в «исследовательской комнате», но и в контрольной группе, где освещение оставалось неизменным. Когда же освещенность начали снижать, то производительность продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

На этой стадии было сделано два основных вывода: нет прямого механического связи между одним изменением в условиях труда и производительностью; нужно искать более важные факторы, определяющие трудовое поведение. С этой целью эксперименты было углублено, в число переменных были включены температуру, влажность и т.д., но также (независимо от них) различные сочетания рабочих часов и пауз отдыха.

Здесь также были неожиданности: производительность устойчиво росла в течение первых двух с половиной лет без какой-либо связи с изменениями, которые вводились в эксперимент и, увеличившись более чем на 30%, в дальнейшем стабилизировались. Как показали сами рабочие, их физическое состояние, здоровье тоже улучшилось, что подтвердилось также сокращением нарушений (опозданий, прогулов и т.п.). Эти явления тогда объяснялись снижением усталости, монотонности, увеличением материальных стимулов, изменением методов руководства.

Но главным из тех факторов, которые были обнаружены, был так называемый «групповой дух», который оказался в рабочих «исследовательской комнаты» благодаря системе пауз отдыха. Усиление «группового духа» оказывалось в помощи товарищам, которые заболели, в поддержке тесных контактов в нерабочее время и т.д. В результате стало ясно, что, во-первых, условия труда влияют на трудовое поведение не напрямую, а опосредуются через их чувства, восприятия, установки и т.д .; и, во-вторых, что межличностное общение в условиях производства оказывает благотворное влияние на эффективность труда.

Следующая фаза эксперимента касалась только субъективной сферы отношение заводских рабочих к своей работе, условий труда, руководству и т.д. С этой целью были опрошены 21 тыс. Человек. На основе полученных данных был сделан вывод о том, что только в редких случаях недовольство рабочих была объективно детерминированной.

Главная причина этого виделась в индивидуальном чувстве, последние обусловлены предыдущим опытом индивида, его отношениями с товарищами, в семье и т.д. А это значит, что простое изменение любых элементов внешней среды может не принести желаемого результата. Исследователи также вывод, что подобные интервью можно использовать также в качестве средства психологической «разрядки» недовольных, улучшение «понимание» ими ситуации; как имитацию «обсуждение» наболевших вопросов и тому подобное.

Итак, во время эксперимента было неожиданно дополнительно выявлено такую ​​переменную как факт участия в самом мероприятии.Этот факт обусловил повышение производительности труда даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения его условий. Мейо объяснил это как проявление особого чувства социабельности — потребности ощущать себя «причастным» к какой-то группе. Затем было построено целую программу мероприятий по психологической адаптации персонала к условиям труда.

На третьей фазе Хоторнского эксперимента исследователи обратились к методу «исследовательской комнаты», но поставив другая задача, а именно: выйти за рамки индивидуально-психологического подхода и рассмотреть поведение индивида в свете его отношений, контактов, взаимодействия с другими членами коллектива.

Результаты исследования (наблюдения и интервью) показали, что производственная группа имеет сложную социальную организацию со своими нормами поведения, взаимными оценками, различными связями, которые существуют, кроме тех, которые устанавливались организацией формальной. В частности, эти не заданы формально нормы, регулирующие выработку, отношение с руководством, «посторонними» и другие аспекты внутригруппового жизни.

Каждый из членов рабочей группы занимал тот или иной статус в соответствии со степенью определения, престижа, которыми наделяло его это микросреда. Среди контингента рабочих в «исследовательской комнате» было выделено небольшие группы (их назвали неформальными) на основе социально-психологической общности их членов. По мнению исследователей, эти группы оказались, осуществлявших определяющее влияние на трудовую мотивацию работников. А это означало ответ на вопрос, что было поставлено в начале о главных факторах производительности труда.

Основной результат Хоторнских экспериментов заключается в следующем:

— Просмотре роли человеческого фактора в производстве, уход от концепции рабочего как «экономического человека», вывод на первый план психологических и социально-психологических аспектов трудового поведения;

— Открытии явления неформальной организации, выразившим много сторон сложного социальной жизни производственного коллектива.

Теория «человеческих отношений» как программа управления людьми

Э. Мэйо, изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, пришел к открытию роли человеческого и группового факторов. В основе концепции Э. Мэйо лежат следующие положения:

— Человек представляет собой «социальную животное», которая ориентирована и включена в контекст группового поведения;

— Жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;

— Руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, обеспечивать социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой. Рационализация управления с учетом социальных и психологических факторов трудовой деятельности людей — основной путь решения общественных противоречий.

На основе экспериментальных исследований экспериментов Э. Мэйо возникла теория «человеческих отношений», основные положения которой стали оппозицией тейлоризму. Она критикует тейлоривську концепцию «экономического человека», которая считала главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность и заменила присущий тейлоризм биологический подход к человеку анализом психосоциальной деятельности индивида, выдвинув требование «человек — главный объект внимания».

Теория «человеческих отношений» превратилась в официальную программу управления, в которую входит изучение широкого спектра проблем: анализ влияния группы на поведение, мотивы, ценности индивида в процессе трудовой деятельности; исследования структуры и механизмов функционирования неформальных групп; изучение роли и места предпринимательства в структуре района, города.

Теория «человеческих отношений» включает также и социолингвистический аспект: она изучает средства общения и средства передачи информации рабочих в процессе трудовой деятельности, специфику языка, структуру их языка. Теория «человеческих отношений» преподается как учебная дисциплина во всех школах бизнеса.

После Хоторнских экспериментов, в которых было обнаружено сущность рабочей бригады как таковой малой социальной группы, в которой каждый рабочий чувствует себя не одиночкой, а членом спаянной социальной организации, стал широко применяться в социальной психологии термин «неформальная группа».



(Visited 2 224 times, 1 visits today)