Нормативное и информационное социальное влияние

Человек может подчиняться группе или для того, чтобы быть принятым, а не отвергнутой им, или потому, что она стремится получить некоторую информацию. М. Дойч и Х. Джерард назвали эти причины соответствии нормативным и информационным влиянием.

Термин «нормативный влияние» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые социальные нормы, чтобы общество она не отвергло. Социальные нормы — это основные правила, определяющие поведение человека в обществе.

Групповые нормы по своей сути являются представлениями, произведенных членами группы в процессе их жизнедеятельности о надлежащих для данной группы способы поведения. Все групповые нормы являются социальными нормами, то есть представляют собой модели, образцы, эталоны должного с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов поведения.

Во всех обществах существуют нормы, поведение будет уместной для членов данного общества. Некоторые из этих норм определяются всеми членами общества (правовые законы), другие варьируются от группы к группе (например, неписаные правила, диктующие членам группы, одежду нужно носить). В неформальных объединениях, например, существуют нормы и правила, которые действуют только в этих объединениях.

Социальные нормы — очень сильные факторы, влияющие на поведение человека. Это видно хотя бы из того, что происходит с людьми, которые нарушают эти нормы: другие члены группы начинают избегать их, а иногда, в крайних случаях, даже заставляют их выйти из группы. Все выявленные поведения членов группы воспринимаются оцениваются, регламентируются в соответствии с социальными нормами.

Для того чтобы стимулировать нормативную поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует система санкций. Санкции — это механизм, благодаря которому группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и карательные, положительные и отрицательные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдения норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследования групповых санкций требует конкретного анализа конкретных групп, ибо содержание санкций должен соответствовать содержанию норм, а такой анализ невозможно сделать без анализа конкретных свойств группы.

Представление о том, что значительная часть нашего поведения напрямую зависит от социальных норм и социального контекста, давно принято наукой. Социальные психологи считают, что большинство людей придерживается того, чтобы их поведение соответствовало моделям, которые одобряются обществом.

Нормативный влияние обусловлено совокупностью внешних факторов, а информационный — внутренними факторами. Среди внешних факторов наиболее действенными являются санкции (наказание, неодобрение, антипатия и т.д.), применяемые группа по отношению к «отступников». Большинство людей не любит инакомыслия, воспринимая его как угрозу их самосознания. У индивидов, объединенных в группы, степень нетерпимости к инакомыслию усиливается многократно. Это придает уверенности в своей абсолютной правоте, а с другой стороны, — порождает неприязнь, агрессию к тем, кто не соблюдает групповых норм.

Эффект отторжения инакомыслия в группе было продемонстрировано в экспериментальном исследовании социального психолога Стэнли Шехтера (1951). Экспериментальная группа насчитывала девять человек, трое из которых были «подставными». Между подставными исследуемыми были распределены такие роли: один — конформист, который всегда соглашался с шестью настоящими подопытными; второй был «перебежчиком», первоначально спорил с группой, а затем, поддавшись давлению группы, уступал ей. Третий играл роль «диссидента», постоянно не соглашался с большинством (Зимбардо, Ляйппе).



По сценарию эксперимента среди участников проводилась дискуссия по поводу того, как строго необходимо наказать несовершеннолетнего правонарушителя. После окончания дискуссии участники взаимно оценивали друг друга. Все испытуемые, принимавшие участие в эксперименте, наиболее негативную оценку давали «диссиденту», а наиболее положительную — «конформистов». Члены группы не желали иметь никаких отношений с «диссидентом» и на будущее.

Следовательно, отсутствие согласия с большинством заканчивалась для «диссидента» отвержением и изоляцией. В реальной жизни большинство людей боится оказаться в изоляции, поэтому индивиды отдают предпочтение тому, чтобы соблюдать нормы группы. В данном случае конформизм является следствием нормативного социального воздействия.

Информационное воздействие обусловлено тем, что человек, расширяя знания о себе и мире, стремясь понять, какой позиции нужно соблюдать в тех или иных социальных вопросах, опирается на информацию, предоставляемую ей окружением, группой.Итак, в случае информационного воздействия осуществляется подчинение человека группе не потому, что она боится осуждения со стороны других, а потому, что без ориентации на мнение других человек не знает, как правильно себя вести.

Ориентация на знания других способствует адаптации человека в мире, который создан людьми и без них не поддается пониманию. Р. Чалдини отметил такую ​​особенность: чтобы определить, что именно является правильным, мы стремимся узнать, что считают правильным другие, а свое поведение мы считаем правильным только до тех пор, пока наблюдаем ее у окружающих.Он назвал это социальной проверкой.

Аронсон высказал мнение, что подчинение нормативному давления вызвано нашим желанием понравиться окружающим, а подчинение информационному давлению — желанием быть правым.

В теории социального сравнения Леон Фестингер доказывает чрезвычайно большую роль процесса сравнения в формировании самосознания личности, происходит на основе информации о своей «правильную» поведение. Поэтому человек нуждается в знаниях о том, как ей нужно себя вести.

Эту информацию он может получить, только сравнив себя с другими людьми. Сопоставив свое поведение с поведением других людей, индивиды получают уверенность, ощущение безопасности и предсказуемости мира. Итак, другие люди, группа выступает для индивида эталоном правильности, что формирует его самосознание. Поэтому фактором, обуславливающим внутреннюю конформность, является информационное воздействие.

Еще один внутренний фактор конформизма, который также связано с самосознанием, обнаружили социальные психологи доме- ник Абрамс и Майкл Хогг (1990). По их мнению, конформистскую поведение можно объяснить также действием процесса самокатегоризации.

Суть этого процесса заключается в том, что мы подсознательно определяем себя членами каких групп. Определив себя членом определенной социальной группы, люди, с одной стороны, закладывают эту идентификацию в схему своего самосознания, а с другой, начинают приводить себя в соответствие с группы. Поскольку принадлежность к группе становится важной чертой самосознания личности, постольку она для того, чтобы подтвердить самосознание, всегда будет стремиться сохранить свое членство в группе. А принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, то есть стереотипной группового поведения.

Итак, исходя из этого, можно утверждать, что конформизм является неизбежным, поскольку именно он дает возможность индивиду сохранить самосознание в неизменном виде, группе — членство.

В реальности человек является членом нескольких групп, отражается в ее самосознания в виде многих идентификаций. Одна и та же человек, принадлежа к разным группам, будет подчиняться нормам той группы, в которой она присутствует на данный момент. Но это подчинение может быть только внешним, если человек не идентифицирует себя с этой группой. В этом отношении важно различать группы членства и референтные группы.

Социально-психологическое давление на личность референтной группы

Сильнее осуществляется социальное влияние в условиях референтной группы. Понятие «референтная группа» было введено американским социальным психологом Г. Хайменом. В его экспериментах было показано, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения, приемлем не этой группе, а какой-то другой, на которую они ориентируются. Такие группы, нормам которых человек себя идентифицирует, Хаймен назвал референтными группами.

Рассматривая малые группы, которые оказывают влияние на поведение индивида, другой американский исследователь М. Шериф разделил их на два вида: группы членства, членом которых индивид является, однако с их ценностями и нормами соотносит свои взгляды и поведение, и референтные группы, с ценностями которых индивид себя идентифицирует.

Позже другие исследователи (Р. Мертон, Т. Ньюком) распространили понятие «референтная группа» на все объединения, которые являются для индивида эталоном в оценке их собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. Это может быть как группа, к которой относится данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы стать или был раньше. Г.Тард считал референтный влияние основным видом воздействия, а А. Бандура рассматривает его как основу любого социального научения.

Различают реальную и условную референтную группу. Реальная — это группа людей с ее нормами и ценностями, членом которой является индивид; условная — это отражены в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, его жизненные идеалы, выступающие в форме персонифицированных эталонов и идеалов. Эти персонифицированные образы людей представляют собой «внутреннюю аудиторию», на которую личность ориентируется в своих мыслях и действиях. Условная референтная группа — это идеальная группа для личности, с которой она себя идентифицирует.

В системе отношений «личность — общество» референтная группа выполняет три главных функции:

1) статусную (информативную), которая способствует формированию у индивида представления о его месте в социальной структуре общества, его социальном статусе и эталоне выполнение социальных ролей, соответствующие этому статусу;

2) регулятивную (или нормативную), которая устанавливает и интерпретирует для личности социальные нормы общества и других социальных групп и через них определенный тип поведения, который обусловливается этими нормами;

3) мировоззренческую (ценностно-оценочную), которая определяет установки, ценности, идеалы и цели личности.

Итак, человек формирует свое самосознание, подчиняясь референтным социальным группам через интернализацию ее норм.

Социально-психологические исследования конформистской поведения людей

Три классических эксперименты показывают, как социальные психологи изучают конформизм и то, в какой степени люди могут быть конформными: это эксперименты М. Шерифа, С. Аша и С. Милрама.

В 1936 году американский социальный психолог Музафер Шериф провел эксперимент с целью выявления влияния на индивида информации, поступающей от других людей группы. Для этого он использовал автокинетический эффект от источника света в темной комнате. Этот эффект заключается в том, что если долго смотреть на яркий свет в абсолютно темном среде (например, на одинокую звезду в безэховой), то начинает казаться, что свет колеблется и перемещается.

Это происходит потому, что у людей нет точки отсчета (дефицит информации), к которой можно было бы привязать положение света. Расстояние, на которое свет может сдвигаться, для разных людей разная, однако когда человек один, то это расстояние всегда остается одинаковой. Шериф решил воспользоваться для своего эксперимента автокинетический эффектом потому, что хотел, чтобы ситуация была действительно неоднозначной.

В эксперименте Шерифа люди оценивали, как далеко точка света передвигалась в темной комнате. Когда они смотрели на свет в одиночку, их оценки очень варьирувалися от человека к человеку. Когда же они были объединены в группы и могли слышать, как другие вслух выражают свои суждения, то исследуемые соглашались с общим мнением группы о том, насколько перемещается свет.

Шерифом было обнаружено важную особенность информационных воздействий, которая заключается в том, что они могут приводить к личному принятия, то есть согласия подражать поведению других людей по причине откровенной уверенности в том, что они думают и действуют правильно. Может происходить также так называемая публичная уступка, то есть согласие публично копировать поведение других людей без того, чтобы обязательно считать все, что они говорят или как действуют, правильным.

В повседневной жизни существует много ситуаций, в которых люди полагаются на других, пытаясь определить, что происходит.Информационные социальные влияния являются частью нашей жизнедеятельности. Особенно действенными эти влияния оказываются в периоды социальных кризисов, когда человек сталкивается с ситуацией, которая ее пугает и к которой она подготовлена.

Человек может не понимать, что происходит, или не знает, что ей нужно делать. Когда затрагиваются вопросы личной безопасности, потребность в информации становится особенно острой, а поведение других — ценным источником информации.Когда ситуация становится кризисной, у человека нет времени остановиться и подумать, каким образом нужно лучше действовать, потому что нужно действовать как можно быстрее.

Кроме недостатка информации, также другая причина подчинения человека чужому влиянию, а именно: люди проявляют кон формнисть, чтобы другие люди их воспринимали, признавали. Люди подчиняются социальным нормам группы, т.е. правилам, которым должна соответствовать их поведение, ценности и убеждения.

У группы есть определенные ожидания (експектации) о том, как должны вести себя ее члены. Члены группы подчиняются этим правилам потому, что не хотят, чтобы их воспринимали как таковых, поведение которых отклоняется от нормы. Учитывая такую ​​важную потребность людей, как потребность в социальных контактах, не удивительно, что они часто проявляют конформность для того, чтобы быть принятыми другими.

Конформизм из нормативных причин возникает в ситуациях, когда мы делаем то, что делают другие люди, не потому, что используют их как источник информации, а потому, что не хотят привлечь ненужного внимания к себе, быть отвергнутыми. Итак, нормативный социальное влияние проявляется тогда, когда влияние других людей побуждает индивида к конформизму, потому что он хочет быть ими признанным.



(Visited 2 904 times, 1 visits today)