Ролевая дифференциация в толпы

В толпе наблюдается также ролевая дифференциация. Л.Почебут показывает, что люди в толпе могут выполнять такие роли:

— Зачинатели или организаторы толпы;

— Агрессоры — наиболее активно и агрессивно действующие члены толпы;

— Последователи — люди, подражают агрессоров;

— Любознательные, которые попали в толпу через свою ориентировочную реакции;

— Обыватели — люди, попавшие в толпу случайно.

Как правило, агрессоры являются индукторами заражения настроения, внушения идеями, подражания действиями.

Статусные позиции в толпы тоже можно дифференцировать. Высокий статус в вождя, лидера. Затем идут свита вождя, охранники, все остальные члены толпы.

Большое сборище людей испытывает потребность в вожде. В отсутствии вождя толпа более склонен к панике, агрессии, чем в геройства. Чтобы быть вождем, нужно иметь не столько интеллект, сколько высокую чувствительность к настроению толпы.

Толпа наделяет своего вождя привлекательными особисти- с ними качествами (выдающийся ум, знания цели, предвидение последствий и т.д.). Поэтому вождь толпы должен быть очень бдительным к своему имиджу, потому что любовь толпы не является устойчивой. Любое ослабление воли вождя может привести к тому, что он легко превратится в антивождя.

Условия и этапы формирования толпы

Выявление условий, способствующих возникновению толпы, очень важно для разработки мер профилактики противоправного поведения толпы и средств конструктивного влияния на него.

Толпа может образовываться по поводу любых событий: транспортной аварии на дороге, недовольства действиями органов власти, задержанием правонарушителя и др. Срок его существования определяется значимостью инцидента: толпа может разойтись, как только элемент зрелища ликвидирован.

В противном случае, особенно когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением, толпа может все больше возбуждаться и переходить к действиям. Эмоциональное напряжение толпы, вырастая, может порождать агрессивное поведение участников

В толпе могут возникать элементы организации, если найдется человек, который сможет ее возглавить. Однако, даже если такие элементы возникли, они очень нестабильны, и толпа может разрушить организованность, которая возникла. Стихия остается основным законом поведения толпы.

Спонтанная элементарная массовая поведение может возникнуть в условиях неустойчивости или нарушение привычных форм существования или привычного распорядка жизни. Там, где групповое жизни удовлетворительно поддерживается в соответствии с правилами или культурных обычаев, не возникает поводов для появления каких-то новых форм массового поведения.

Желания, потребности и склонности людей удовлетворяются благодаря обычной нормативно-культурной деятельности их групп.В случае же какого-либо нарушения этих установленных образцов действия или появления каких-то новых склонностей, которые не могут быть удовлетворены существующими культурными способами, возникновение стихийной массовой поведения вполне вероятно.

По этому поводу Г.Блумер отмечает, что в случае, когда у людей есть импульсы, желания или склонности, которые не могут быть удовлетворены имеющимися формами существования, они оказываются в состоянии беспокойства. Они чувствуют стремление к действию, но одновременно и препятствие, мешающее ее выполнению, в результате они испытывают дискомфорт, фрустрацию, неуверенность и, как правило, отчуждение и одиночество.

Эта внутреннее напряжение, в отсутствии средств ее снятия, как правило, выражается в беспорядочной и некоординированными деятельности. Это признак беспокойства. Внешне эта деятельность вероятнее всего, принимает форму расстроенной воображения и беспорядочных эмоций. В своих наиболее острых формах она характерна для невротической поведения.



Л.Почебут выделяет семь этапов формирования толпы.

— Первый этап — это возникновение поводу, которым часто бывает

ограничения людей в чем-то. Толпа образуется не случайно, нужен внешний толчок. Это может быть дефицит товара, ограниченность доступа к информации, власти, ограниченность в свободе, правах и др.

— Второй этап — возникновение сомнений в правдивости официальной информации, появление тревожных слухов, которые провоцируют людей выйти на площадь и массово и сплоченно требовать своих прав.

— Третий этап — собрание людей на площади и интенсивный обмен информацией и эмоциями.

— Четвертый этап — появление лидера толпы, его выступление, очень часто сопровождается повышением эмоционального возбуждения толпы, повторением лозунгов и движений лидера.

— Пятый этап — противопоставление лидером когнитивных категорий «мы-они», например, «мы» -народ, «они» — власть, создание образа врага.

— Шестой этап — активизация толпы лидером, определения направления действий.

— Седьмой этап — групповой эксцесс, активные, часто агрессивные действия толпы. Групповой эксцесс начинают зачинатели, наиболее энергично им подражают агрессоры, а затем и последователи.

Итак, заражение общим настроением и характер наследования действий составляют динамику толпы.

Коллективное и подсознательное у толпы

Толпа является одним из способов формирования коллективного бессознательного, содержанием которого является чувство, что переживаются совместно.

Подсознательное в отношении толпы определяется как характеристика психических процессов, которые происходят неявным способом, вне сознания. Подсознательное охватывает когнитивные, эмоциональные и / или мотивационные процессы, которые происходят без осознания их человеком.

Коллективное бессознательное открыл Г.Лебон. Он сформулировал закон духовного единства толпы, который заключается в том, что сознательная личность исчезает, подсознательная берет верх над сознательным. Доминирование подсознательного приводит к тому, что происходит ориентирование чувств и мыслей людей в одном направлении. Образуется коллективная душа, имеющая временный характер и четко определенные свойства.

Сознательную жизнь ума, — замечает Лебон, — составляет лишь очень маленькую долю по сравнению с его подсознательным жизнью. Элементы подсознательного образуют душу толпы.

Характерной чертой чувств у толпы есть их однобокость и преувеличения. Однонаправленные чувства распространяются в толпе очень быстро средствами заражения и внушения, которые способствуют преувеличению чувств. Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности. Чувство ответственности возникает под действием волевого усилия, которое может осуществлять только изолированный индивид. Люди, собираясь в толпу, теряют волю. Волю концентрирует в себе вождь, благодаря чему он становится способным управлять толпой.

Люди в толпе сознательно не договариваются о правилах, нормы и законы поведения. В толпе у человека становятся слабее такие механизмы, регулирующие поведение — роли, статусы, ценности, ценностные ориентации, нормы и правила этикета.

Толпа — аморальная масса, где роли и статусы не разделены, нормы и правила не оговорено, ценности не осознанно.

В то время как в обществе законы, правила и нормы поведения является результатом сознательного договорного процесса, большинство людей в моменты пребывания в толпы подчиняются власти инстинктов, которые на некоторый срок становятся ведущими регуляторами социального поведения. Место сознательной личности занимает коллективная подсознание.

Коллективное бессознательное базируется на чувственном образе познания окружающего мира. Содержанием коллективного бессознательного являются инстинкты — это его глубинные, существенные жители, и чувство, что пришли из сферы сознания, в которой они долго существовали.

Толпа — это один из способов формирования коллективного бессознательного в психике людей. Он (толпа) является катализатором взаимного обмена инстинктами и чувствами между подсознательным и сознательным. Сознательная, целенаправленная воля отдельного человека, которая выполняет функцию мембраны между сознанием и бессознательным, в толпы ослабляется. Мембрана становится прозрачной, преодоленной для взаимопроникновения инстинктов и чувств.

Изолированный индивид обладает способностью подавлять свои рефлексы, тогда как толпа этой способности нет. Импульсы, которым подчиняется толпа, достаточно сильны, чтобы уничтожить личные интересы. Толпа никогда не рассуждает и не совершает умышленно.

В толпе у человека теряется способность контролировать свои инстинкты, импульсивная, эмоциональная поведение становится доминирующей.

Как замечает Лебон, индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это осознание позволяет ему подчиняться таким инстинктам, которым он никогда не дает воли, когда бывает один. В толпе он менее подвержен укрощать эти инстинкты.

Вопрос о том, почему психика человека так сильно реагирует на присутствие многочисленной количества людей, принципиально важным.

Еще Фрейд неоднократно подчеркивал, что в условиях стресса у толпы на первый план выдвигается форма сознания, которая существовала еще у первобытного человека, а именно: групповая психология. Контакт сознания с первичным слоем сознания выпускает на волю энергию, обычно дремлет в нормальном состоянии человека. Энергия, вырвалась на свободу, освобождает психику от тех стандартов и ограничений, которые навязаны ей культурой. В результате этого человек становится в высшей степени эмоциональной, управляемой инстинктами, подвластной внушению.

Такого же мнения придерживаются К.Г.Юнг, Г.Лебон. Они утверждают, что индивид, оказавшись в толпе, впадает в эмоциональное состояние, характерно для человека на примитивной стадии общества.

На этом состояние человека в толпе, К. Левин применяет термин «регрессия». Регрессия — это феномен, который проявляется в изменении жизненного пространства в целом в направлении, которое противоположно развития. В толпы жизненное пространство человека очень сужается и, соответственно, наступает регрессия. Таким образом, на психику индивида в толпе сильно влияет ситуация, поведение становится зависимой от «поля».

В состоянии регрессии сознание каждого человека ослабляется, она возвращается в то состояние, напоминающее состояние примитивного человека. Освобождается субстрат атавистическим инстинктов и привычек, который составляет основу подсознательного.

Х.Ортега и-Гассет в работе «Восстание масс» отмечает, что когда индивид становится частью массы, он подпадает под власть определенных иррациональных страстей, темных импульсивных реакций. Интеллект, разум, логическая аргументация в массовом сознании исчезают.

Толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, потому что в толпе исчезает сознательная личность. На ее месте возникает коллективное бессознательное, которое проявляется в одинаковой направленности чувств, идей. Эта направленность определяется внушением. Главные черты, характеризующие индивида в толпе, — это стремление срочно превратить идеи, которые навеяны, в действии. Индивид уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует.

Отсутствие воли заполняется инстинктами. Как отмечает Лебон, человек, становясь частью толпы, спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном состоянии она, возможно, была бы культурным человеком, у толпы — это варвар, т.е. существо инстинктивное.

Доминирующая роль инстинктов проявляется в склонности к произволу, буйству, свирепости, но также в склонности к энтузиазму и героизму, присущих первобытному человеку. Человек в толпе легко подчиняется словам и уговорам, не осуществили бы на нее никакого влияния в изолированном положении. Она совершает поступки, которые противоречат ее интересам и привычкам.

Е.Мартин, разрабатывая концепцию толпы (на принципах психоанализа), доказывает, что в действиях толпы, особенно насильственных, находят выявления социальные стремления человека, которые являются подавленными.

И.Джанис применяя психоанализ к объяснению поведения групп, находящихся в условиях опасности (солдаты в бою), отмечает, что у людей в момент опасности резко повышается чувство зависимости. По его мнению, это чувство у скрытой форме у человека в нормальном состоянии. В момент опасности оно активизируется и проецируется на значимых лиц (например, командира в условиях боя, вождя толпы и др.)

А.Фрейд, выдвинув концепцию защитных механизмов психики, распространила ее на поведение толпы.

Иррациональность поведения людей в толпе объясняется тем, что защитные механизмы оказываются в бессознательном форме. Эти механизмы работают как следствие непонимания реальных глубинных причин сложившейся ситуации, и направляют эмоциональную реакцию людей на внешние, иногда случайные, объекты или как следствие невозможности выступить против тех сил, которые являются действительными виновниками неблагоприятной ситуации.

С.Московичи в своем историческом трактате «Век толпы» (1981) утверждает, что большая тайна всякой поведения — это общественное поведение. Детально проанализировав взгляды на толпу Г.Лебона, Г.Тарда, Фрейда он раскрывает эту тайну, формулируя новый закон: «Все, что является коллективным, — безсвидо- е. Все, что бессознательное, является коллективным ».Итак, было открыто закон социальной психологии. Толпа, как коллективная форма поведения, возбуждает у человека бессознательное. Прорыв бессознательного в сознательное побуждает человека к коллективным формам поведения.



(Visited 195 times, 1 visits today)