Российская традиция изучения толпы

Проблема толпы всегда была в центре внимания многих российских исследователей. Следует заметить, что впервые в науке эту проблему поставил М.К. Михайловский в 1879 году в серии статей в журнале «Отечественные записки».

В этих статьях он пытался доказать, что особенности исторического процесса определяются механизмом общения героя и толпы, поэтому основным вопросам истории является вопрос героя, вождя толпы. Толпа в связи с этим он определял как массу, которая способна увлекаться примером.

М.К.Михайловський первым сделал попытку выявить природу бессознательного в массовом поведении, он уделял много внимания исследованию механизмов взаимодействия людей и толпы. О вкладе М.К.Михайловського в исследование проблемы психологии толпы написано много.



В российской науке в начале ХХ в. этими проблемами занимались и другие исследователи. В частности, В.М.Бехтерева в работах «Роль внушения в общественной жизни» (1898.), «Коллективная рефлексология» (1921) анализирует психологию толпы, определяет его разновидности, условия формирования, механизмы взаимодействия его участников.

Социально-психологические исследования поведения российского толпы провел в 1917 году П. Сорокин. В книге «Революция и социология» он обнаружил следующие особенности поведения людей в революционный период:

• вседозволенность поведения;

• социальная активность, резко растет;

• безвозмездная помощь друг другу;

• энтузиазм толпы, создания коротких и громких лозунгов;

• отсутствие подчинения и дисциплины как в армии, так и на производстве;

• неуравновешенность эмоциональных состояний, выявление чувства ненависти, жестокости, презрения к человеческой жизни и страданий людей;

• беспорядок во всех сферах общественной жизни.

Общий вывод, который делает П. Сорокин: революция не социализирует, а биологизуе поведение и психику людей.

Неожиданно ярко идея подражания была заявленной в Европе 80-х годов. С. Московичи. Причем Московичи, по сути, возвращается к социально-психологических истоков этой идеи — работ Г. Тарда, Г. Лебона и З. Фрейда. Обстоятельства, которые заставили С. Московичи взяться за это серьезный аналитический анализ, он описывает так: «Разрыв социальных связей, скорость передачи информации, непрерывная миграция населения, ускоренный и раздражающий ритм городской жизни создают и разрушают человеческие сообщества. Будучи разрозненными, они воспроизводятся в форме непостоянных и разрастающейся толп … Рождение любой формы коллективной жизни всегда совпадало с появлением на свет нового человеческого типа. И напротив, упадок какой-либо из этих форм всегда сопровождается исчезновением определенного типа людей. Мы существуем в эпоху массовых сообществ и человека массы »[С. Московичи. 1996. с.27-28].

Итак, идея, возникшая в конце XIX в. как социально психологическая ответ на ту культурную и социально-экономическую ситуацию, которая сложилась в Европе, оказалась довольно жизнестойкой и является сегодня очень актуальной.



(Visited 213 times, 1 visits today)