Толпа как социально-психологический феномен

Возникновение новой отрасли знаний — психологии толпы — считается одним из основных научных достижений, благодаря которым девятнадцатый век может считаться эпохой социальных открытий в истории человечества.

Многие из современных исследователей, анализируя массовые социальные явления, психологию масс, часто под массами подразумевает «толпа».

Хотя понятие «масса» и «толпа» означают феномены, которые имеют много общего, однако их нужно различать.

Толпа и публика

Еще Г.Тарда, сосредоточив основное внимание на исследовании публики, обращает внимание на особенности толпы. Он утверждал, что на континууме природных сообществ с возникновением книгод- рукарства появляются две противоположные сообщества: агрессивный, фанатичный толпу и современная публика. Г.Тарда указывает на такие различия между толпой и публикой.

• Можно принадлежать одновременно к различным видам публики, и в то же время только к одному толпы.

• Большая нетерпимость толпы, чем публики, к мнений и суждений, которые противоречат его мыслям. Замена толпы публикой сопровождается прогрессом в терпимости и даже в скептицизме.

• Публика может быть определена как толпа в возможности, потому что сильно возбуждена публика может породить фанатичные толпы.

• Любой толпа подчиняется вождю, публика не подчиняется, ее вдохновляют публицисты, журналисты, писатели. На публике более ярко чувствуется отпечаток ее создателя. Для толпы характерно обратное. Вождь несет на себе отпечаток толпы своих сторонников.

• Толпа менее однородный, чем публика. Толпа увеличивается за счет случайной массы любопытных прохожих. Публика растет за счет целенаправленной рекламы.



(Visited 316 times, 1 visits today)