Стратегии создания эмоциональной ситуации влияния

Среди существующих средств социального воздействия важная роль отводится созданию эмоциональной ситуации, усиливает положительную мотивацию партнеров взаимодействия. Вспомним эмоциональную атмосферу, создают мунивци, вербуя в свою секту: музыкально образное сопровождение речей, доброжелательность, бодрый фон, на котором проходят различные мероприятия, прикосновения, объятия, улыбки.

В отечественной психологии осуществлено много экспериментальных исследований, подтверждающие роль положительных эмоций в вза- емодияльности. В педагогической психологии, в частности, проводились исследования с целью определения эмоциональной насыщенности стимулов и мотивов деятельности учащихся, проверялась роль ритуалов с романтическим украшением в некоторых видах работы. Было подтверждено, что мотив деятельности формируется успешнее под влиянием эмоциональных факторов, среди которых эмоции интереса, радости, удивления, новизны, необычности имеют особо важное значение.

В социальной психологии является исследование роли эмоционального состояния в групповых процессах общения, изучается его побудительная сила во взаимодействии больших (толпа, публика, этнические группы и т.д.) и малых социальных групп.Например, было обнаружено в группах верующих (особенно сектах) так называемый религиозный эффект, который, концентрируя эмоциональную силу настроения и пристрастий верующих, оказывается в сильной эмоциональной разрядке со следующими быстрыми действиями. Этот эффект приводит такое поведение верующих, как потеря контроля над собой, импульсивные действия и т.



Общаясь в повседневной жизнедеятельности, люди выработали стратегии поведения, которые объединяются целью — произвести нужное, выгодное впечатление и тем самым повлиять на других людей. Социальные психологи Эдвард Джонс и Тейн Питтман назвали их стратегиями самопрезентации.

Влияние лести

Наиболее распространенными из этих способов социального воздействия является лесть. Льстец хочет понравиться, произвести впечатление доброжелательного единомышленника. Привабившы другого человека, он, по сути, завоевывает ее, получает над ней власть, лесть бывают прямые (грубые) и завуалированные (тонкие). В любом случае лесть действуют безотказно. Причина такой ее действия в том, что лесть влияют на самооценку и самосознание того, кому предназначаются. Р. Чалдини замечает, что человек склонен верить лести даже тогда, когда она знает о корыстных намерениях льстеца или о том, что похвалы являются формальными и неискренними.

С группой людей в Северной Каролине (США) был проведен эксперимент, который доказал, которыми беспомощными есть люди, когда они сталкиваются с лестью. Мужчинам, которые принимали участие в этом исследовании, дали возможность узнать, что говорили о них люди, которые в чем-то зависели от мужчин.

Одни узнали только о положительном, другие только — отрицательное, а третьи — смесь хорошего и плохого. Исследователи сделали три интересные выводы.

Во-первых, больше всего участникам эксперимента понравились те люди, которые их только хвалили.

Во-вторых, симпатия к этим людям возникла несмотря на то, что участники эксперимента прекрасно понимали, что льстецы стремились извлечь пользу из их приверженности к ним.

Наконец, в отличие от всякого рода критических замечаний, лести не обязательно нужно быть точными, чтобы оказывать влияние. Положительные замечания вызвали приверженность льстеца и тогда, когда они были правдивыми, и тогда, когда они были ложные.

Итак, было сделано предположение, что люди склонны автоматически реагировать на лесть. Именно поэтому мы можем стать жертвами любого, кто «использует» их с целью достичь нашей привязанности.

Угрозы и запугивания

Угрозы и запугивания действуют иначе как лесть. их используют для того, чтобы вызвать чувство тревоги и страха, и тем самым сделать человека податливой к влиянию. В этом случае также ставится цель вызвать нужный, выгодный для влияния на состояние человека. Хотя бы легче запугать, чем польстить им, запугивания менее эффективным средством воздействия чем лесть. Людям не нравится, когда им угрожают, а поэтому они стараются не попадать в такие ситуации, где они могут запугать. И, наоборот, стремятся оказаться там, где их похвалят, одобрят, расстилает сеть ногам. Поэтому запугивание как средство межличностного воздействия наиболее распространено в таких отношениях, разорвать которые трудно.

Самореклама

С целью произвести нужное впечатление на другого применяется также такой способ как «самореклама», или самовосхваления.Люди применяют это средство, чтобы повысить свой авторитет, и это им часто удается, особенно когда стратегия саморекламы создается продуманно. Эффективность саморекламы зависит от многих факторов, особенно от чувства меры и здравого смысла.



(Visited 157 times, 1 visits today)