Непідземна подземка Стокгольма


«Осторожно, двери закрываются. Следующая станция…» ─ окончание этой фразы часто остается не услышанным для жителей Киева, ведь назвать бесшумным столичное метро никак нельзя. Тут не то что поговорить с соседом тяжело – иногда и музыкой не заглушиш шума. Совсем другую картину наблюдаешь, когда заходишь в стокгольмское метро.

Как работает система?

Шведская Tunnelbana (именно так скандинавцы называют свое метро), работает по слаженной, несколько иной, чем в нашей столице, системой. Поэтому, если видите большую букву «Т», можете, не сомневаясь, заходить, ─ это метро.

Покупаем билет

Проездной билет на метро можно купить в автомате на станции или в кассе. Выбрав первый вариант, убедитесь, что сможете расплатиться так, как того требуют: наличная и карточная системы разделены. Конечно, покупать проездной впервые лучше в кассе, где вам подробно объяснят, как им пользоваться. Говорить об очередях в кассы даже смешно – большинство жителей Швеции выбирают автоматизированный вариант покупки билетов.
Если вы приезжаете в Стокгольм как турист, то совершенно нет смысла покупать одноразовые проездные. Если учесть, что город разделен на три зоны, то соответственно и цена одноразового проезда варьирует и может достигать более 70 крон (примерно 90 грн). Поэтому гораздо экономнее купить проездной на неделю. Для студента он будет стоить 180 шведских крон (240 грн).

Согласитесь, немалая экономия. За свои пять дней в столице Швеции я насчитала не меньше 20 поездок (покупай я каждый раз новый билет, пришлось бы выложить на такие поездки больше полторы тысячи гривен). Надо заметить, что проездные билеты в Стокгольме, как одноразовые, так и многодневные и недельные, распространяются на все виды транспорта. В шведской столице очень налажена автобусная система, а еще такой проездной дает возможность пользоваться водной переправой. Обычно это 10-минутное путешествие, такая привычная для жителей столицы, но замечательная возможность для туристов посмотри на Стокгольм с Балтийского моря.

Садимся на поезд



Билет купили, пора ехать. Три линии метрополитена объединены с линиями пригородных поездов, которые мало чем отличаются от предыдущих. Понятие «пересадочные станции», к которым мы так привыкли, в Стокгольме очень относительные. Фактически любая станция может стать пересадочной и позволит вам доехать до места назначения.

Для этого только нужно иметь карту метро, чтобы разобраться, какая ветка вам нужна. А уже определившись, на север или на юг вы направляетесь, находите все возможные конечные станции вашего направления. Каждый поезд расположен на другой платформе, на электронных указателях вы просто находите номер необходимой вам и идете в ее сторону. Заблудиться крайне трудно, ведь подсказки на каждом шагу.

Кроме того, есть много справочных бюро, где вам помогут: хотя большая часть людей на родине Карлсона говорит на родном шведском, английский шведы понимают хорошо.

Почему со шведского метро не хочется выходить?

Однажды проехавшись на поезде стокгольмского метрополитена, я не хотела его покидать. После киевского оно выглядело малолюдным и тихим. Помню, как, отправившись фотографировать станции синей ветки метро (об этом чуть позже) в 9 утра я имел только двух попутчиков – и это недалеко от Королевского дворца, который считается едва ли не главным местом для туристов!

Стокгольмское метро настолько бесшумное, что здесь можно не просто слушать музыку, говорить по Скайпу или с товарищами – здесь можно обращаться друг к другу шепотом. Никаких привычных нам резких движений при отправлении или остановке поезда, когда тебя бросает из одного конца вагона в другой. Стокгольмские поезда метро отправляются и останавливаются так спокойно, что, закрыв глаза, вы просто не догадаетесь, что уже поехали. Здесь чисто и красиво, здесь редко бывают большие скопления людей.

Исключением может быть разве что центральная станция T-centralen, где расположены главный автобусный и железнодорожный вокалы. А еще большая часть станций находится на поверхности, поэтому назвать стокгольмское метро подземкой довольно сложно.

Особенно мне пришлась по душе система эскалаторов: даже здесь проявилась вечная забота шведов о природе и экономии электроэнергии. Много эскалаторов на первый взгляд не работают: но только ты становишься на ступеньку, механизм включается, набирает скорость и везет тебя вверх.
Метрополитен хорошо оборудован для людей с ограниченными физическими возможностями: они всегда могут воспользоваться лифтом для поднятия вверх или спуска к поездам. Впечатляет и автоматизированость метрополитена: редко можно встретить двери, которые приходится открывать самому. Но настоящая красота и шарм стокгольмского метро совсем в другом…

Подземная галерея

Самая длинная художественная галерея мира – такое звание стокгольмское метро получило вполне заслуженно. И хотя каждая ветка метро может похвастаться красивыми станциями с необычным оформлением, всего их встречаем на синей ветке.

Последнюю линию оформили интересно, просто и со вкусом. Большинство станций метро – это необработанные скалы, которые нависают прямо над головами путников. Вклад сторонних материалов здесь минимален – рубленная поверхность стен, словно во времена пещерных людей резко контрастирует с високоавтоматизованою техникой: новенькие поезда, эскалаторы, часы и электронные указатели на фоне скал, которые или оставлены в естественном виде, или разрисованы.

Синяя линия – это в основном станции глубокого заложения, поэтому именно ее можно назвать пещерным метро. Говорят, абсолютно необработанные скалы, сквозь которые ведут тоннели, прячутся за дверцами вне станциями, туда даже можно пройти, хоть на самом деле это запрещено.

Оригинальный и неповторимый внутренний вид метро делает его одним из основных мест, где хотят побывать туристы. И если в большинстве городов путешественники стремятся как можно меньше пользоваться транспортом и больше гулять пешком, то кататься на метро в шведской столице – одно удовольствие. На него я, не сожалея, потратила свое последнее утро в этом городе.

Главная станция не только синей линии, но и всего метро T-centralen, ─ это, опять же, метро среди пещер, стены которых раскрашены в бело-синий цвет с многими цветистыми узорами. На станции Solna centrum, которая считается одной из найконтрастніших, пещерные скалы окрашены в яркие зеленый и красный цвета. Даже строя метро, шведы думали о том, как донести до людей одну из основных идей, которую пропагандирует страна – сохранение окружающей среды: зеленый и красный цвета – это изображения природы и человеческих строений. Там, где был раньше лес, поднимаются человеческие поселения.

Больше всего впечатлила станция Kungstradgarden, в переводе со шведского ─ «королевский сад». Сама станция, словно пещера горного короля. Пол в виде шахматной доски (невольно вспоминается Керролова «Алиса»). На стенах – скульптуры, у входа на эскалатор – удивительные фонари, цветы с кустами и водопады.

На станциях здесь часто можно встретить наскальные детские рисунки, граффити, изделия из различных материалов и даже гигантских лосей. А на стенах над эскалаторами часто висят картины, кадры из кинофильмов или просто портреты личностей, которые узнает каждый любитель киноискусства.
Это был первый транспорт в моей жизни, с которого я не хотела выходить. Шведы умеют отнестись с заботой к каждому: здесь нет преград ни для инвалидов, ни для родителей, везущих в колясках детей. Метро не закрывают, как у нас, чтобы люди не могли добраться до важных мест, объясняя это угрозой теракта». Бережно убраны станции и чистенькие вагончики дышат новизной и заботой. А еще, что очень приятно, здесь вам точно не станцуют гопак или танго на ногах: метро бывает настолько пустым, что весь вагон будет вашим. И я совсем не шучу.

Фото автора.



(Visited 19 times, 1 visits today)

Мысли наших читателей:

Ваша мысль будет первой!


wpDiscuz